- Флациус Маттиас
-
(Flacius) — лютеранский богослов и писатель (1520—75) родом из Истрии, откуда его прозвище Illyricus. Думал сделаться монахом, но под личным влиянием Лютера и Меланхтона принял лютеранизм и сделался профессором еврейского языка в Виттенберге. После поражения протестантов он должен был удалиться оттуда вследствие яростных нападок на аугсбургский и лейпцигский интеримы (1549). Переселясь в Магдебург, он зарабатывал хлеб корректурой в типографиях и литературной работой. Принимал самое горячее участие в борьбе против адиафористов, против Озиандера (1552) и Швенкфельда (1553), против католиков и кальвинистов. Призванный в Иену (1557) герцогом Иоанном-Фридрихом, он сделал этот город твердыней чистого лютеранства; много содействовал сочинению и изданию книги опровержения (Konfutationsbuch), осуждавшей все возникшие в недрах евангелической церкви ереси (1559), особенно синергизм, т. е. учение о том, что собственное влечение человеческой воли содействует получению благодати. Вскоре, однако, так называемый веймарский спор между Ф. и Викторином Штригелем и все резче выступающая нетерпимость иенских богословов восстановили Иоанна-Фридриха против Флациуса. Когда приверженцы Ф. заявили протест против учреждения герцогской консистории и против передачи ей права отлучения и цензуры книг, как против порабощения церкви светской властью, и требовали свободы печати, они были лишены своих мест и должностей и изгнаны из страны (1561). Ф. перебрался в Регенсбург, где написал ряд сочинений против католиков, реформатов и других врагов лютеранизма; но в 1565 г. его изгнали оттуда вследствие интриг его непримиримого врага, курф. Августа Саксонского. Ф. переселился в Антверпен, но и оттуда должен был бежать вследствие появления испанцев и после разных скитаний основался в Страсбурге, где оставался до 1573 г. Его учение о сущности первородного греха, подробно изложенное в 1567 г., оттолкнуло от него прежних единомышленников; его стали обвинять в манихействе ("он делает Бога виновником греха или дьявола создателем человеческой природы"). Тщетно он пытался доказать справедливость своего учения и невозможность вышеуказанных выводов из него; ему пришлось перебраться во Франкфурт, и ему грозило новое изгнание, когда смерть прекратила его тяжелую, беспокойную жизнь. Его учение удержалось среди небольшой кучки последователей, флацианцев, против мнений которых о первородном грехе и была направлена 1-я статья Формулы соглашения. С именем Ф. соединилось представление об упрямом спорщике и фанатике, но он всегда глубоко верил в то, что говорил и писал: это был человек твердого характера, глубоко ученый, шедший во главе всех разрабатывавших протестантскую богословскую науку; своим сочинением "Clavis scripturae sacrae" (1567) он положил начало изучению Св. Писания в лютеранском духе, а сочинениями — "Catalogus testium veritatis" (1556) и "Historia ecclesiastica" (1559) основал протестантскую церковную историю. Монографии о Ф. писали von Ritter (Франкфурт, 1723), Twesten (Берл., 1844), Preger (Эрланген, 1859); статьи Kling'a и Plitt'a в "Theol. Real.-Encyclopädie", Preger'a в "Allgemeine Deut. Biographie".
Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона. — С.-Пб.: Брокгауз-Ефрон. 1890—1907.