Симфония, оркестровое сочинение

Симфония, оркестровое сочинение
(греч. "созвучие") — название оркестрового сочинения в нескольких частях. С. — самая обширная форма в области концертной оркестровой музыки. Вследствие сходства по своему построению с сонатой (см.) С. может быть названа большой сонатой для оркестра. Как в сонате, С. имеет обыкновенно четыре части: первая часть, в скором движении, пишется в сонатной форме; вторая, в медленном движении, пишется в форме рондо (см.), реже в форме сонаты; третья — скерцо или менуэт — в форме песни с трио, т. е. коленного склада, другого коленного склада (трио) с новым содержанием и повторения первого коленного склада; четвертая часть, в скором движении — в сонатной форме или в большой форме рондо. Ввиду того, что С. рассчитана на большие силы оркестра, каждая часть в ней пишется шире и подробнее, чем, напр., в обыкновенной фортепианной сонате, так как в С. надо выдвинуть разные оркестровые группы. С. представляет двоякий интерес: чисто музыкальный в смысле творчества и формы и оркестровый симфонический в смысле колорита, т. е. разных звуковых красок, получаемых от соединения одного инструмента с другим, от соединения инструментальной группы одного характера с инструментальной группой другого характера. Прототипом С. может считаться итальянская увертюра, сложившаяся при Скарлатти (1650—1725), называвшаяся С. и состоявшая из allegro, andante и allegro, слитых в одно целое. С другой стороны предшественницей С. была оркестровая соната, состоявшая из нескольких частей в простейших формах и преимущественно в одной и той же тональности. В С. только первая и последняя части имеют ту же тональность, а средние пишутся в тональностях, сродных с главной, которою и определяется тональность целой С. Творцом новейшей формы С. и оркестрового колорита считается Гайдн. В смысле развития как симфонической формы, так и оркестровки Бетховен может быть назван крупнейшим и совершеннейшим представителем в области С. В форме С. сказал новое слово Шуман (в особенности в С. d-moll), сделав опыт слияния всех ее частей в одно целое и введя тематизм (см.). Впрочем, тематизм встречается и у Бетховена в его девятой С. С. программной называется та, которая связана с известным содержанием, изложенным в программе, напр. пасторальная С. Бетховена, "Simfonie fantastique" Берлиоза и пр. Первые ввели программу в С. Диттерсдорф, Розетти и Гайдн. С. писали, кроме вышеупомянутых композиторов, Моцарт, Шуберт, Мендельсон, Шнор, Рафф, Брамс. Гаде и друг., из русских — Рубинштейн, Чайковский, Бородин, Римский-Корсаков, Балакирев, Глазунов, Аренский, Направник и пр.
Н. С.

Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона. — С.-Пб.: Брокгауз-Ефрон. 1890—1907.

Игры ⚽ Нужен реферат?

Полезное


Смотреть что такое "Симфония, оркестровое сочинение" в других словарях:

  • Симфония оркестровое сочинение — (греч. созвучие ) название оркестрового сочинения в нескольких частях. С. самая обширная форма в области концертной оркестровой музыки. Вследствие сходства по своему построению с сонатой (см.) С. может быть названа большой сонатой для оркестра.… …   Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

  • Симфония-концертант — оркестровое сочинение, написанное в форме симфонии, но в котором один инструмент соло (obligato) часто имеет преобладающее мелодическое значение; таковы, напр., С. Моцарта с violino obligato и Гарольд в Италии Берлиоза с альтом obligato …   Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

  • СИМФОНИЯ — музыкальное сочинение для оркестра, обычно в трех или четырех частях, иногда с включением голосов. Происхождение. В конце эпохи барокко ряд композиторов, например Джузеппе Торелли (1658 1709), создавали сочинения для струнного оркестра и basso… …   Энциклопедия Кольера

  • Кларнет — Классификация язычковый деревянный духовой музыкальный инструмент с одинарной тростью Диапазон …   Википедия

  • МУЗЫКАЛЬНАЯ ФОРМА — Под формой в музыке подразумеваются организация музыкального целого, способы развития музыкального материала, а также жанровые обозначения, которые авторы дают своим произведениям. Композитор в процессе творчества неизбежно приходит к некоей… …   Энциклопедия Кольера

  • БЕТХОВЕН Людвиг ван — ЛЮДВИГ ВАН БЕТХОВЕН. Портрет работы Й. К. Штилера (1781 1858). (Beethoven, Ludwig van) (1770 1827), немецкий композитор, которого нередко считают величайшим творцом всех времен. Его творчество относят как к классицизму, так и к романтизму; на… …   Энциклопедия Кольера

  • Шостакович, Дмитрий Дмитриевич — Запрос «Шостакович» перенаправляется сюда; см. также другие значения. Дмитрий Шостакович Шостакович в …   Википедия

  • Д. Шостакович — Дмитрий Дмитриевич Шостакович Шостакович в 1942 году Дата рождения 12 (25) сентября 1906(19060925) Место рождения Санкт Петербург, Российская империя …   Википедия

  • Дмитрий Дмитриевич Шостакович — Шостакович в 1942 году Дата рождения 12 (25) сентября 1906(19060925) Место рождения Санкт Петербург, Российская империя …   Википедия

  • Дмитрий Шостакович — Дмитрий Дмитриевич Шостакович Шостакович в 1942 году Дата рождения 12 (25) сентября 1906(19060925) Место рождения Санкт Петербург, Российская империя …   Википедия


Поделиться ссылкой на выделенное

Прямая ссылка:
Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»