Период, термин риторики

Период, термин риторики
(περίοδος — путь вокруг чего-либо) — термин риторики и стилистики, значение которого определялось различными формулами, имевшими между собой мало общего. Современная стилистика исключает из области своего исследования искусственные различения, созданные схоластическим мышлением и не имеющие психологических предпосылок. Для нас содержание понятия П. и периодической речи выясняется вполне из противоположения ее речи отрывистой, лаконической, значение которой в современном языке увеличивалось по мере ускорения темпа мысли и усиления заботы к наибольшей ясности выражений. Красота не считается исключительным достоянием речи периодической, как в схоластической эстетике XVIII века, которая, настаивая на слепом подражании классическим образцам, не замечала, что особенно развитая система глагольных и падежных форм и частиц в древних языках дает им исключительную способность к П., которой чужды новые языки. У нас П. — которого вообще не чужда была и древнерусская речь (см. образцы у Буслаева, "Мысли о преподавании словесности") — считался в XVIII в. непременным условием "высокого стиля"; но великолепные периоды "Истории государства российского" могут считаться последней данью, отданной нашей литературной речью требованиям риторики. В "Путешествии в Эрзерум" и "Капитанской дочке" мы имеем уже классические образцы отрывистой речи. В теории, однако, учение о П. продолжает излагаться до наших дней. Риторика и стилистика 20-х и 30-х годов пытались внести новые начала в учение о П., но неудачно. Старые взгляды на П. (напр. Ломоносова или "Руководства к церковному красноречию", 1804 г.) шли вслед за классическими определениями. Аристотель понимал под П. "изречение (λέξις), имеющее в себе начало и конец и известную величину, без труда обнимаемую". По словам Димитрия Фалерийского, "П. есть система стройных частей и членов, приспособленная к подлежащей мысли". Квинтилиан объяснял П. синонимами его: "ambitus, circumductus, continuatio, conclusio". Сообразно с этим наша старая теория П. видела в нем одни художественные цели: "П. есть собрание мыслей, отделенных одна от другой расстановками, искусно размеренными, и таких, которых смысл совершен при последнем отдыхе, где ум и слух другого удовлетворяются" ("Руководство к церковному красноречию"). Теория позднейшая внесла в учение о П. несвойственные ему начала. Давыдов, Востоков, Перевлесский видели в П. "внешнее выражение умозаключения", чем отодвигается на второй план его важнейшая сторона — художественное, рассчитанное на эстетический эффект построение, а его исконное двойственное деление (повышение и понижение, πρότασις και απόδοσις) заменяется совершенно чуждым ему тройственным, сообразно трем членам силлогизма. В современных программах преподавания учение о П. относится то к курсу синтаксиса, то к теории словесности и излагается в тех и других учебниках. Старый, эстетический взгляд на П. считается более верным; характерные признаки П. по этому взгляду — синтаксическая сложность, развитость и законченность мысли, ритмическое строение, плавность, ясность. Есть даже попытки определить П. совершенно внешним образом, как "такое сложное предложение, которое составлено искусно, по всем правилам риторической науки" (Яковлев, "Учебный курс теории словесности"). Исчерпывающим сущность предмета можно считать определение Гейнзиуса: "Когда соединим несколько сложных, распространенных предложений в одно целое так, что между начальными и заключительными предложениями будет существовать явное равновесие относительно объема, последовательности отдельных частей и даже ритма, то получим период, т. е. разнообразие мыслей, соединенных в одно целое". Виды П. весьма разнообразны (причинный, условный, последовательный, постепенный, сравнительный, изъяснительный, разделительный, противоположный, уступительный, соединительный, относительный, смешанный и др.), но различать их следует не по союзам, а по внутреннему смыслу. См. "Риторика" Аристотеля (кн. III, гл. IX); Дмитрий Фалерийский, "Περί έρμηνειας"; Дионисий Галикарнасский, "Περί συνθέσεως όνόματων"; Цицерон, "Orator" (LXI, LXVI) и "Brutus "(XLIV); Ломоносов, "Риторика" (§§ 40—47, 176—179, 315—316); Кошанский, "Общая риторика"; Давыдов, "Чтения о словесности"; Говоров, "Несколько слов о периоде" ("Филологические записки", 1862—63, вып. IV); Классовский, "Стилистика"; Буслаев, "О преподавании отечественного языка"; Филонов, "Учебник по словесности", где указана литература; Житецкий, "Теория сочинения" (Киев, 1895).
А. Горнфельд.

Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона. — С.-Пб.: Брокгауз-Ефрон. 1890—1907.

Поможем написать курсовую

Полезное


Смотреть что такое "Период, термин риторики" в других словарях:

  • Период термин риторики — (περίοδος путь вокруг чего либо) термин риторики и стилистики, значение которого определялось различными формулами, имевшими между собой мало общего. Современная стилистика исключает из области своего исследования искусственные различения,… …   Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

  • Период — (periodoV путь вокруг чего либо) термин риторики истилистики, значение которого определялось различными формулами,имевшими между собой мало общего. Современная стилистика исключает изобласти своего исследования искусственные различения,… …   Энциклопедия Брокгауза и Ефрона

  • Историография — термин, недостаточно определенный, иногда отожествляемый с историей (см.), понимается: 1) как изучение исторической литературы какого либо предмета (напр. И. французской революции то же, что критический обзор источников и пособий по истории франц …   Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

  • Психиатрия социальная — – термин, не получивший чёткого определения, в самом общем виде это область психиатрии, изучающей социо этно культуральные аспекты психиатрических расстройств, влияния этнических, социальных, культуральных, экономических, политических и… …   Энциклопедический словарь по психологии и педагогике

  • АРИСТОТЕЛЬ — (Aristoteles) (384 322 до н.э.) великий др. греч. философ и ученый, создатель логики, основатель психологии, этики, политики, поэтики как самостоятельных наук. Родившись на северо востоке Греции (г. Стагира), провел 20 лет в Академии Платона (см …   Философская энциклопедия

  • ЕВАНГЕЛИЕ. ЧАСТЬ II — Язык Евангелий Проблема новозаветного греческого Дошедшие до нас оригинальные тексты НЗ написаны на древнегреч. языке (см. ст. Греческий язык); существующие версии на др. языках это переводы с греческого (или с др. переводов; о переводах… …   Православная энциклопедия

  • ГОМИЛЕТИКА — [от греч. ὁμιλία беседа, общение, собрание и лат. ethica учение о нравственности], наука о церковной проповеди, в систематическом порядке излагающая учение о данном виде пастырского служения. Гомилией или беседой называется первая, самая древняя… …   Православная энциклопедия

  • Форма музыкальная —         (греч. morpn, лат. forma вид, образ, очертания, внешность, красота; нем. Form, франц. forme, итал. forma, англ. form, shape). Содержание         I. Значение термина. Этимология 875         II. Форма и содержание. Общие принципы… …   Музыкальная энциклопедия

  • ГРУЗИНСКАЯ ПРАВОСЛАВНАЯ ЦЕРКОВЬ. ЧАСТЬ II — Предстоятели ГПЦ Епископы Картли (Мцхетские): Иоанн I (20 60 е гг. IV в.); Иаков (60 70 е гг. IV в.); Иов (70 90 е гг. IV в.); Илия I (90 е гг. IV в.); Симеон I (нач. V 20 е гг. V в.); Моисей (20 е гг. V в.); Иона (20 е гг. V в.); Иеремия (20 е… …   Православная энциклопедия

  • ЖИТИЙНАЯ ЛИТЕРАТУРА — раздел христианской лит ры, объединяющий жизнеописания христианских подвижников, причисленных Церковью к лику святых, чудеса, видения, похвальные слова, сказания об обретении и о перенесении мощей. В качестве синонима Ж. л. в совр. отечественной… …   Православная энциклопедия


Поделиться ссылкой на выделенное

Прямая ссылка:
Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»