Пергамские древности

Пергамские древности
Под этими словами обыкновенно разумеются открытия в конце семидесятых годов нынешнего столетия развалин колоссального жертвенника, сооруженного в пергамском акрополе царем Евменом II (196—157) и посвященного Зевсу в память победы, одержанной названным государем над галлами, и фрагменты скульптурных произведений, украшавших этот жертвенник. Почин в деле открытия этих памятников искусства был сделан немецким инженером Гуманом, который по поручению турецкого правительства прибыл в 1864 г. в деревню Бергамо — пункт, где находилась столица древнего П. царства, — для устройства в той местности мостов и дорог. Систематические раскопки Пергама были, однако, предприняты лишь в сентябре 1878 г., когда Гуману удалось убедить германское правительство в важности исследования открытых развалин. Раскопки продолжались до марта 1880 г. В настоящее время благодаря предложенной немецким архитектором Рихардом Боном реставрации П. жертвенника мы можем составить себе ясное понятие о виде и размерах этого памятника. П. жертвенник представлял собой обширное квадратное сооружение, каждая сторона которого имела до 70 м длины. Нижняя его часть состояла из массивной стены высотой в 5 м, поставленной на три мраморные ступени и обрамленной сверху и снизу карнизом. С южной стороны в нее врезалась широкая лестница, которая вела на обширную платформу, где в центральной части, по всей вероятности, и помещался сам жертвенник. С трех сторон платформы шел портик ионийского стиля, украшенный внутри скульптурным мраморным фризом в 1,74 м высотой, с изображением сцен из древнейших преданий П. героического цикла, главным действующим лицом которого является Телеф, сын Геракла. Нижние стены здания, составлявшие его базу, не исключая и частей, которые соприкасались с лестницей, были покрыты непрерывным рядом рельефов высотой в 2,75 м, сюжет которых заимствован из сказаний о борьбе богов с гигантами (гигантомахии).
ПЕРГАМСКИЙ АЛТАРЬ
ПЕРГАМСКИЙ АЛТАРЬ
Общий вид алтаря в реставрированном виде. Часть скульптурного фриза: группа Зевса. Часть скульптурного фриза: группа Афины.
Из скульптурных украшений жертвенника сохранилась приблизительно половина верхнего фриза и большая часть рельефов нижнего; они перевезены отчасти в Константинополь, отчасти в Берлинский музей. Из всех групп нижнего рельефа лучше всего сохранились две группы, из которых на одной представлен Зевс, а на другой Афина. Зевс изображен держащим в руке молнию, от которой падает на землю юный раненый гигант; по левую сторону от Зевса лежит другой гигант с пронзенным молнией бедром, просительно простирающий свои руки к победителю; третий гигант, изображенный в виде старца с длинной бородой, тело которого оканчивается двумя змеямя, собирается метнуть в Зевса камнем в то время, как спутник отца богов, орел, вцепился в пасть одной из змей. Группа Афины состоит из фигуры самой богини, у которой, к сожалению, недостает головы, из молодого гиганта, которого богиня схватила правой рукой за волосы, из змеи, вонзившей свое жало в грудь противника Афины и обвившей его правую руку, из Геи, матери поражаемых гигантов, молящей о пощаде своих детей, и из богини победы, возлагающей на голову Афины венок. Кроме этих групп, сохранились и могут быть объяснены группы Селены, Диониса, Феба и Посейдона. Что касается рельефов фриза портика, то они дошли до нас в далеко не полных и изувеченных обломках. Скульптуры П. жертвенника относятся к эллинистической эпохе греческого искусства и отличаются несомненным эклектизмом; так, например, Зевс и Афина сильно напоминают фигуры этих божеств на группе заднего фронтона афинского Парфенона, Феб — Аполлона Бельведерского и так далее. Однако этим внешним признаком — сходством форм — исчерпываются все точки соприкосновения пергамских мраморов со скульптурными произведениями более ранних периодов греческой пластики. Во всем прочем они существенно разнятся от последних; в них далеко нет той несложности и воздержанности, какими отличаются декоративные скульптуры Аттики, ни той простой анатомии, какую давал Поликлет своим богам и атлетам. Скульптор пергамских фризов сумел соединить в них присущие произведениям лучшей поры греческого искусства широкий замысел, величественную красоту композиции и благородство форм с тем смелым и сильным выражением страдания, какое мы находим, между прочим, в других произведениях греческой пластики более поздних периодов, как например в Лаокооне, Умирающем галле и др. Стремление художника быть патетичным привело его к необходимости для пущей эффектности придать телам изображенных богов и гигантов мощные формы, их мускулам — не встречающуюся в природе выпуклость, и посредством неестественно сильного сокращения этих мускулов выразить в одних фигурах стремительное движение и всесокрушающую силу, а в других — тяжкие физические страдания и панический страх. Ср. Conze, "Pergamon, ein Vortrag" (Б., 1680); Conze, Humann, Bohn u. a., "Ergebnisse der Ausgrabungen zu Pergamon" (Берлин, 1880—81); Brun "Ueber die Kunstgeschichtliche Stellung der pergamenischen Gigantomachie" (Б., 1884); Fr. Thiersch, "Die Königsberg von Pergamon" (Берлин, 1882); Puchstein, "Zur pergamenischen Gigantomachie" ("Sitzungsberichte der preuss. Akademie der Wissenschaften" 1888—1889); Thraemer "Pergamos. Untersuchungen über die Frühgeschichte Kleinasiens" (1888).
А. А. С—в.

Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона. — С.-Пб.: Брокгауз-Ефрон. 1890—1907.

Игры ⚽ Нужен реферат?

Полезное


Смотреть что такое "Пергамские древности" в других словарях:

  • Пергамские древности* — Под этими словами обыкновенно разумеются открытия в конце семидесятых годов нынешнего столетия развалин колоссального жертвенника, сооруженного в пергамском акрополе царем Евменом II (196 157) и посвященного Зевсу в память победы, одержанной… …   Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

  • Пергамский алтарь — …   Википедия

  • Пергам — (Pergamon, Pergamus) и Пергамское государство. П. древний город в Мизии (Малая Азия) на реках Селинос и Кетейос (теперь Бергама Чай), притоках Каика. Жители считали себя выходцами из Аркадии. Полководец Александра Великого, Лизимах хранил в П.… …   Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

  • Конце —         Александр (1831 1914), археолог, внес большой вклад в организацию и проведение раскопок в Греции и М. Азии, блестящий организатор археология, исследований, руководитель отдела античности (с 1877) и директор Германского археологического… …   Словарь античности

  • АНТИОХ IV ЭПИФАН, царь Сирии — Царь Сирии в 175 164 гг. до Р.Х. Сын Антиоха III. После поражения в войне с римлянами Антиох III отправил своего младшего сына Антиоха заложником в Рим. Позже Селевк IV освободил Антиоха из Рима, отправив вместо него заложником своего сына. Когда …   Все монархи мира

  • ДРЕВНИЙ РИМ — Римский форум Римский форум античная цивилизация в Италии и Средиземноморье с центром в Риме. Основу ее составила городская община (лат. civitas) Рима, постепенно распространившая свою власть, а затем и свое право на все Средиземноморье. Будучи… …   Православная энциклопедия

  • Царь — один из монархических титулов, равносильный титулу король (см.). В других языках нет того различия, которое русский язык делает между царями и королями, называя первым именем почти исключительно монархов древнего Востока и классического мира, a… …   Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

  • КЛАССИЧЕСКАЯ ФИЛОЛОГИЯ — критическое и экзегетическое изучение литературы Древней Греции и Рима, исследование всех этапов античного быта, истории, философии, языка и искусства. История классической филологии естественным образом распадается на три обособленных периода:… …   Энциклопедия Кольера

  • Ганнибал — Запрос «Ганнибал» перенаправляется сюда; см. также другие значения. Ганнибал Барка Бюст Ганнибала, найденный в Капуе …   Википедия

  • ГАННИБАЛ — (247 до н. э. Северная Африка около 183 181 до н. э., Либиссо, Вифиния), один из величайших военачальников древности, полководец, стоявший во главе карфагенской армии во время 2 й Пунической войны (218 201 до н. э.). Сын Гамилькара Барки, видного …   Большой Энциклопедический словарь


Поделиться ссылкой на выделенное

Прямая ссылка:
Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»