Метерлинк

Метерлинк
I (Мэтерлинк Морис)
(Maeterlinck, род. в 1862 г.) — бельгийский драматург-символист, обратил на себя внимание бельгийских критиков сборником стихотворений: "Les Serres chaudes" и драматическими пьесами: "Les Aveugles" и "L'Intruse". Более широкую известность дала ему появившаяся в 1890 г. драма: "La Princesse Maleine". Другие пьесы М., как "Les Sept Princesses", "Pelléas de Mélisande" и др., ничего нового не прибавили к характеристике автора. Специальная область Мэтерлинка — полутелесные, неопределенные образы, живущие неполной или даже призрачной жизнью; все они движутся не своей волей, но как бы подталкиваемые внешними, часто сверхъестественными побуждениями. Как на единственный твердо очерченный характер указывают на королеву Анну, это чудовище разврата и жестокости (в "Принцессе Малеин"). Любимая стихия, в которой движутся все эти полупризраки у Мэтерлинка — разные страшные предзнаменования: вой и стоны ветра, крики ночных птиц, таинственный шорох ночи и т. п. Сюда присоединяются и внутренние, тревожащие человека голоса — темные предчувствия, страх неизвестного, укоры совести. Любовь к ужасному, заставляющему леденеть кровь читателя или зрителя, роднит М. с Эдгаром По. Действуют у него не одни лишь лица; сама внешняя обстановка вмешивается в происходящую на сцене драму, в виде, напр., внезапно падающего на сцену луча света или водяной струи, обдающей беседующих. Все эти странные действия в драмах М. сопровождаются речами столь же своеобразными по содержанию, как и по форме: они коротки, обрывисты, состоят из ряда недоговоренных фраз или слов. Никогда действующие лица М. не возвышаются до пафоса, до красноречивого законченного монолога; для этого в них слишком мало плоти и крови. Такова, в общем, манера этого писателя, однообразная, но вполне оригинальная, вызвавшая целый ряд подражателей. Нельзя отказать М. в довольно сильном чувстве природы и в большой искренности; нет у него также (как у многих из его последователей) погони за пикантными подробностями, могущими привлечь особый, многочисленный круг читателей. Напротив, взгляд его на жизнь вполне серьезный и немного мистический. Человек блуждает в жизни как слепой в лесу. Он не знает окружающего и не знает себя самого. Гибельные предсказания, смутные предчувствия смущают, мучат его, но не помогают ему избежать той пропасти, к которой он направляется. Лирические стихотворения М. представляют довольно неудачную попытку подбором слов, не имеющих прямого отношения к сюжету, выразить те или другие смутные душевные ощущения ("белые павлины скуки" и т. п.). В России "декадентский Шекспир" с начала 90-х годов получил широкую популярность: главнейшие его драмы переведены на русский язык, преимущественно в "Северном Вестнике" ("Семь принцесс") и в "Прилож. к Новому Времени" ("Принцесса Малеин", "Тайны души" и др.). Сделаны были в СПб. попытки (не особенно удачные) и к постановке драм М. на сцену. Из стихотворений М. кое-что переведено в "Русских Символистах" (Москва, 1894—1895).
L.
II (Мэтерлинк Морис, дополнение к статье)
Между своими первыми символическими драмами и последующими произведениями М. издал несколько книг философской морали: "Trésor des humbles", "Sagesse et destinée", "Double Jardin". Наиболее характерная из этих книг — первая, где превозносится созерцательная мудрость самоуглубления; художественный интерес представляют главы о "трагизме обыденной действительности" (tragique quotidien), о вещей тишине души, о мудрости бессознательных движений души. Книга до известной степени навеяна фламандским мистиком Рюисброком Великолепным, книгу которого М. перевел на французский язык. "Sagesse et Destinée" обнаруживает некоторую эволюцию в идеях М.: от чистой мистики он переходит к практической протестантской морали. В этой книге заметно сильное влияние Льва Толстого. В ней есть мудрость, в смысле избавления внутренно освободившегося человека от рабства перед роком. Но это только отдельные проблески мистической мысли; в остальном вторая книга М. ведет не к освобождению от оков действительности, а к установлению житейской морали. Новые драмы М. соответствуют его философскому уклону в сторону позитивизма. "Монна Ванна" приобрела огромную популярность во всех европейских странах, главным образом благодаря общедоступности своих мотивов и эффектности сцен. Драматический узел сведен к столкновению между кажущейся очевидностью (падение жены герцога, которая добровольно пошла к врагу, чтобы, пожертвовав собой, спасти этим родину) и внутренней правдой (взаимная любовь герцогини и врага спасает ее от его страсти). Истина людям непонятна: они ослеплены грубой — иногда лживой — очевидностью. Эта идея разработана в "Монне Ванне" очень художественно, но все приемы М. относятся к области старой драмы; поэтому пьеса вызвала осуждение поклонников символических красот самобытного драматизма первых драм М. Вторая пьеса, "Жуазель", разрабатывающая красивый восточный сюжет,тоже не идет в сравнение с прежними его пьесами. В последнее время М. становится моралистом и публицистом все более и более позитивным по духу. "Double Jardin" — ряд этюдов, прославляющих внешние блага культуры, вплоть до автомобилей, которым автор посвящает хвалебную главу. М. отказывается здесь от своих прежних исканий в области внутренних откровений, заявляя, что практические знания и культурные победы ума исчерпывают смысл жизни. Все произведения М., особенно "Монна Ванна", вышли в многочисленных рус. переводах. Полное собрание сочинений М. издано Саблиным (М., 1904—1906).
З. B.

Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона. — С.-Пб.: Брокгауз-Ефрон. 1890—1907.

Поможем сделать НИР

Полезное


Смотреть что такое "Метерлинк" в других словарях:

  • Метерлинк — Метерлинк, Морис Морис Метерлинк Maurice Maeterlinck Имя при рождении: Морис Полидор Мари Бернар Метерлинк (фр. Maurice Pol …   Википедия

  • Метерлинк — Морис (Maurice Maeterlinck, 1862 ) знаменитый бельгийский писатель, один из крупнейших представителей символизма (см.) в Европе. Поэт эпохи загнивания капитализма, он воплотил в своей поэзии тревожное умонастроение господствующего класса, его… …   Литературная энциклопедия

  • Метерлинк — Метерлинк, Морис (род. в 1862 г.) бельгийский поэт. Написал целый ряд драм и несколько книг полу философского, полу поэтического характера. Метерлинк имел большой успех среди русской упадочной интеллигенции в начале XX века, в особенности во… …   1000 биографий

  • МЕТЕРЛИНК — (Maeterlinck) Морис (1862 1949), бельгийский драматург символист, поэт; писал на французском языке. С 1896 жил во Франции. Пьесы сказки: Принцесса Мален (1889), Пелеас и Мелисанда (1892; музыкальные интерпретации К. Дебюсси, А. Шенберга, Я.… …   Современная энциклопедия

  • Метерлинк М. — Морис Метерлинк Maurice Maeterlinck Имя при рождении: Морис Полидор Мари Бернар Метерлинк (фр. Maurice Polydore Marie Bernard Maeterlinck) Дата рождения: 29 августа 1862(18620829) …   Википедия

  • Метерлинк — (Maeterlinck)         Морис (29. 8.1862, Гент, 5.5.1949, Ницца, Франция), бельгийский писатель. Писал на французском языке. Родился в семье нотариуса. Изучал право в Париже. С 1896 жил во Франции. Идеалистические символистские взгляды раннего М.… …   Большая советская энциклопедия

  • Метерлинк М. — МÉТЕРЛИ́НК (Maeterlinck) Морис (1862–1949), бельг. драматург, поэт. Писал на франц. яз. С 1896 жил во Франции. Символистские пьесы сказки: Принцесса Мален (1889), Пелеас и Мелисанда (1892; муз. интерпретации К. Дебюсси, А. Шёнберга, Я.… …   Биографический словарь

  • МЕТЕРЛИНК Морис — МЕТЕРЛИНК, МОРИС ПОЛИДОР МАРИ БЕРНАР (Maeterlink, Maurice Polydore Marie Bernard) (1862 1949), бельгийский драматург и философ. Писал на французском языке. Лауреат Нобелевской премии по литературе 1911. Родился 29 августа 1862 в Генте, во… …   Энциклопедия Кольера

  • Метерлинк Морис — Метерлинк (Maeterlinck) Морис (29. 8.1862, Гент, 5.5.1949, Ницца, Франция), бельгийский писатель. Писал на французском языке. Родился в семье нотариуса. Изучал право в Париже. С 1896 жил во Франции. Идеалистические символистские взгляды раннего М …   Большая советская энциклопедия

  • МЕТЕРЛИНК (Maeterlinck) Морис — (1862 1949) бельгийский драматург, поэт (писал на французском языке). Его символистская поэтика выражала протест против приземленности натурализма. Пьесы Сестра Беатриса (1900), Монна Ванна (1902), Синяя птица (1908). Нобелевская премия (1911) …   Большой Энциклопедический словарь

Книги

Другие книги по запросу «Метерлинк» >>


Поделиться ссылкой на выделенное

Прямая ссылка:
Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»