Букса

Букса
или осевая коробка — как показывает само название — есть ящик, обыкновенно металлический, в котором вращается ось вагона или паровика. Буксы для паровозов бывают двух родов, смотря по тому, будут ли рамы относительно колес внутренние или внешние. По форме своей Б. бывают весьма разнообразны, видоизменяясь сообразно способам смазки. Каждая Б. состоит из трех частей: а) верхней — железной; б) нижней — чугунной и в) средней — бронзового вкладыша, называемого подшипником (см. Подшипник). Верхняя часть вставляется в буксовые челюсти и удерживается закраинами, она имеет два отверстия с трубочками для пропуска смазывающего ось фитиля, и в верхней своей части углубление, в котором помещается смазка. На эту часть Б. обыкновенно опирается стержень подвесной рессоры. В нижней чугунной коробке помещается смазочная щетка, нажимаемая на осевую шейку особою пружиною. В рамах делаются вырезы, обделанные кругом стальными угольниками, называемыми затем челюстями, в которых помещаются Б. Для уменьшения трения делаются на боковых частях Б. бронзовые накладки. Для возможности правильной установки Б. челюсти приделываются к раме так, что с одного бока наугольник укреплен отвесно, а с другого — наклонно настолько, чтобы между ним и Б. можно было положить клин, которым букса укреплена в челюстях. Посредством этих клиньев, изменяя лишь толщину бронзовых накладок, можно всегда правильно установить оси в рамах. Способ смазки букс бывает троякий, сообразно чему и изменяется устройство Б. Из опытов, произведенных на Нижегородской ж. д., оказалось, что наилучшими оказались Б., в которых способ смазки следующий: масло находится в верхней части Б. и опускается на подшипник посредством фитиля, верхний конец которого погружен в масло, а нижний в смазочное отверстие подшипника. Для того чтобы всасывание было хорошее, фитиль не должен быть толстым, дабы не заполнять плотно отверстия. При таком устройстве буксы, как шейка оси, так и подшипник постоянно смазываются чистым маслом, а грязь опускается на поддонник, находящийся в нижней части Б. Отчего и трение самое незначительное. Расход масла на 3½% оказался меньшим против прочих устройств и способов смазки. От употребления части Б. засоряются. От засыхающих масел, смешанных с пылью и металлическими частями, образуются наросты, весьма крепко пристающие к Б. В прежнее время Б. очищались посредством выжигания на огне; но оказалось, что способ этот вредно действует на прочность чугуна, ибо при накаливании, большею частью неравномерном, образуются трещины, сначала малозаметные, а впоследствии быстро увеличивающиеся и могущие быть причиною излома буксы во время движения, что далеко не безопасно. Гораздо лучший способ, принятый ныне почти везде, состоит в выварке в кипящем щелоке. Для этого существуют особые котлы, в которые проведен мятый пар для кипячения воды. Для образования щелока, способного растворить масляную грязь, прибавляют известь и едкую неочищенную кристаллизованную соду в след. пропорции: на 60 ведер воды 3 пуда негашеной извести и 2 пуда едкой соды. Это количество достаточно для выварки от 2000 до 2500 штук Б. Вес Б. зависит непосредственно от подымаемого вагоном груза и бывает обыкновенно в вагонах, подымающих 600 пуд. груза, — 95 фунтов и вагонах, поднимающих 400 пуд., — 71 фунт. При сильном горении оси следует машинисту стараться доехать до станции, если степень горения небольшая; если же грозит опасность перелома осевой шейки, то следует опустить нижнюю часть греющейся Б., охладить ее водою, очистить от изгари, вновь заправить и смазать. Потом вагон с греющейся Б. возможно сильнее притянуть к другим, чтобы облегчить нагрузку на греющуюся ось, и медленно доехать до станции. При приемке Б. из заводов прежде всего бракуют вследствие недоброкачественности материала и несовершенства отливки; потом поверяется горизонтальность верхней плоскости Б., на которой будет лежать рессора, и будут ли свободно проходить между направляющими обвязка и серьга подвесной рессоры, а также, сделаны ли согласно чертежу пазы, в которые войдут края вилок; параллельны ли эти пазы между собою и верно ли приходится место для хомута тормозного рычага. Затем поверяется Б. относительно того, хорошо ли сидит на оси, верно ли приходятся подшипники к оси и к местам, предназначенным для них в Б.; пробуют надевать Б. на модельную ось, убеждаясь, возможна ли замена другими; равно смазывают модельную ось суриком, надевают на нее Б. и осматривают, ровно ли будет покрыта суриком поверхность прикасания подшипника к оси; если пропусков не окажется, то выточка их сделана верно. Наконец, отдельные части одной Б. должны приходиться точно к другим Б., взятым из партии на выдержку.
Э. Ф.

Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона. — С.-Пб.: Брокгауз-Ефрон. 1890—1907.

Игры ⚽ Нужен реферат?
Синонимы:

Полезное


Смотреть что такое "Букса" в других словарях:

  • Букса — (нем. Buchse)  стальная или чугунная коробка, внутри которой размещены …   Википедия

  • БУКСА — металлическая коробка над осью вагона или паровоза, в которую наливают мазь. Полный словарь иностранных слов, вошедших в употребление в русском языке. Попов М., 1907. букса буксы, ж. [нем. Buchse] (ж. д.). Металлическая коробка, в к рой вращается …   Словарь иностранных слов русского языка

  • БУКСА — БУКСА, буксы, жен. (нем. Buchse) (ж. д.). Металлическая коробка, в которой вращается ось вагона. Букса снабжена приспособлением для смазки оси. Толковый словарь Ушакова. Д.Н. Ушаков. 1935 1940 …   Толковый словарь Ушакова

  • БУКСА — (нем. Buchse) металлическая коробка, внутри которой помещены подшипник (передающий нагрузку от кузова вагона или локомотива на ось колесной пары) и устройство для подачи смазки …   Большой Энциклопедический словарь

  • БУКСА — БУКСА, ы, жен. (спец.). Металлическая коробка с подшипником, передающим давление вагона или локомотива на колёсную ось. | прил. буксовый, ая, ое. Толковый словарь Ожегова. С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. 1949 1992 …   Толковый словарь Ожегова

  • букса — сущ., кол во синонимов: 2 • контрбукса (1) • коробка (45) Словарь синонимов ASIS. В.Н. Тришин. 2013 …   Словарь синонимов

  • букса — – металлическая коробка с подшипником, передающая давление вагона на колесную ось. EdwART. Словарь автомобильного жаргона, 2009 …   Автомобильный словарь

  • букса — гильза — [http://slovarionline.ru/anglo russkiy slovar neftegazovoy promyishlennosti/] Тематики нефтегазовая промышленность Синонимы гильза EN bush …   Справочник технического переводчика

  • БУКСА — литая металлическая коробка, внутри которой помещаются подшипник (передающий нагрузку от кузова (см.) или (см.) на ось колёсной пары) и устройство для подачи смазки к шейке оси …   Большая политехническая энциклопедия

  • Букса — (от нем. Buchse)         вагонная, механический узел для передачи нагрузки от рамы вагона (локомотива) или тележки на колёсную пару (См. Колёсная пара). Б. металлическая коробка, внутри которой помещены подшипник (качения или скольжения),… …   Большая советская энциклопедия


Поделиться ссылкой на выделенное

Прямая ссылка:
Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»