Эфебы

Эфебы
(Εφηβοι) — в древней Греции юноши, достигшие ήβη, т.е. совершеннолетия, которое у афинян начиналось с 18-летнего возраста, и составлявшие особый общественный класс учащейся молодежи в возрасте от 18 до 20 лет. История эфебии и система воспитания Э. начинается со второй половины V в. до Р. Х. Программа обучения, в которую первоначально входило одно военное искусство, в эллинистическую эпоху расширилась, приблизив систему обучения Э. к типу университетского (в смысле того времени) образования. В начале каждого гражданского года все граждане, достигшие в предыдущем году совершеннолетия, становились эфебами, имена их вырезывались первоначально на деревянных досках, а во времена Аристотеля — на бронзовых стелах, которые выставлялись перед булевтерием. Число Э., вносившихся ежегодно в списки, точно неизвестно: с вероятностью можно сказать, что их было в среднем около тысячи. Так как афиняне несли военную службу до 60 лет, то, для проверки наличности милиции, каждая стела с именами эфебов стояла 42 года, т. е. до тех пор, пока призыв данного года не достигал срока увольнения в окончательный отпуск; следовательно, одновременно таких стел было 42. По занесении Э. в списки их водили в храмы, а затем распределяли по гарнизонам в Мунихии и Акте. В первый год эфебии Э. приносили в храме Аглавры, в присутствии членов своих демов, клятву, обязуясь не позорить священного оружия, быть стойкими в битве, сражаться за своих богов и свой очаг, возвеличить отечество, повиноваться приказаниям магистратов, подчиняться законам, бороться против их нарушителей и чтить богов своих предков. В свидетели клятвы призывались между прочим Аглавра (дочь Кекропа), Зевс, Фалло (богиня расцвета), Авксо (богиня роста). После этого начинались занятия, к которым были призваны Э., а именно прохождение военного искусства и предметов общего образования под руководством назначенных государством преподавателей. Для прохождения военного искусства Э. имели двух преподавателей гимнастики и, сверх того, отдельных преподавателей для усовершенствования в стрельбе из лука, метании дротика, употреблении оружия, управлении катапультой и т. д. Лекции по предметам общего образования (по Плутарху = γράμματα с философией, геометрия, риторика и музыка) читались в Диогеновской гимназии (Διογενετον). По истечении года, Э. получали в народном собрании, устраивавшемся в театре, по щиту и копью, после чего проходили школу полевой и гарнизонной службы, в качестве гарнизонных солдат, или блюстителей порядка в общественных местах. В качестве гарнизонных солдат они назывались также периполами. Наблюдение за нравственным воспитанием Э. и внешним устройством их жизни имел космет, под начальством которого состояло 10 софронистов, по одному от филы. Выбор косметов и софронистов производился в народном собрании из числа лиц свыше 40-летнего возраста, избранных предварительно по филам. Каждый Э. получал от государства по 4 обола в день, которые отдавались в распоряжение софронистов и расходовались на стол; столовались же Э. по филам. Жили Э. — за исключением тех, которые несли службу в городе — в соседних домах и крепостях, но в промежутках между служебными занятиями они могли бывать где угодно и проводили время по своему усмотрению. Внутри эфебии существовали отдельные группы и корпорации Э.; кроме того, Э. соединялись в парные союзы, причем каждый Э. имел своего "друга" или "брата". Вообще ассоциация Э. напоминает собой до известной степени общества американских или английских студентов. Как цвет гражданского населения, Э. обязательно участвовали в религиозных процессиях и празднествах, позднее — при встрече римских послов; они присутствовали в полном вооружении в народных собраниях, в качестве наблюдателей за порядком. Одежду эфебов составляли шляпа с полями и хламида. Вне службы эфебы вели шумную, полную удовольствий жизнь; одни проводили время за игрой в кости или у флейтисток, другие посещали гимназии, служившие с IV века местами собрания блестящего афинского общества. Вообще из Э. состояла так называемая золотая молодежь афинских щеголей.
Ср. Dittenberger, "De ephebis Atticis" (Геттинген, 1865); Dumont "Essai sur l'ephébie attique" (П., 1872); Латышев, "Очерк греческих древностей" (ч. I, СПб., 1897, стр. 272—274).
Н. О.

Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона. — С.-Пб.: Брокгауз-Ефрон. 1890—1907.

Игры ⚽ Нужен реферат?

Полезное


Смотреть что такое "Эфебы" в других словарях:

  • ЭФЕБЫ — (греч.). Юноши у греков от 16 20 лет. Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка. Чудинов А.Н., 1910. ЭФЕБЫ в древней Греции юноши 15 20 лет, посещавшие школы грамматиков, риторов и философов. Словарь иностранных слов, вошедших в… …   Словарь иностранных слов русского языка

  • ЭФЕБЫ — (греч. epnboi) в Афинах и нек рых других др. греч. полисах особая возрастная категория граждан, в к рую зачислялись юноши, достигшие совершеннолетия (в Афинах в 18 лет), после внесения их в гражд. списки по демам и принесения присяги, для… …   Советская историческая энциклопедия

  • эфебы — (греч.), в Афинах и др. греч. городах юноши старше 18 лет; перен. пассивные педерасты. (Источник: Словарь сексуальных терминов) …   Сексологическая энциклопедия

  • Эфебы —          в Афинах и нек рых других др. греч. полисах особая возрастная категория граждан, в к рую зачислялись юноши, достигшие совершеннолетия (в Афинах в 18 лет), после внесения их в гражд. списки по делам и принесения присяги, для прохождения… …   Древний мир. Энциклопедический словарь

  • Эфебы —         (греч.), в Афинах и других греч. городах юноши старше 18 лет. Они вносились в гражданские списки и служили два года в воинских формированиях, находясь на государств, обеспечении. После одного года службы они приносили клятву на верность… …   Словарь античности

  • Эфеб — Т. н. «эфеб с Антикитеры» Эфеб (др. греч …   Википедия

  • Халкиойкии — (Χαλκιοίκια) празднество в честь Спартанской Афины, обитающей в медном доме (Χαλκίοικος). Во время X. вооруженные эфебы устраивали торжественное шествие к храму богини и при участии эфоров совершали жертвоприношение …   Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

  • Хламида — (Χλαμύς) у древних греков мужская наружная одежда, изготовлявшаяся из шерстяной ткани и отличавшаяся от прямоугольного гиматия меньшими размерами и покроем. X. представляла собой продолговатую мантию, которая накидывалась на шею короткой стороной …   Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

  • АХИЛЛ — Ахиллес (Άχιλλεύς), в греческой мифологии один из величайших героев Троянской войны, сын царя мирмидонян Пелея и морской богини Фетиды. Стремясь сделать своего сына неуязвимым и таким образом дать ему бессмертие, Фетида по ночам закаляла его в… …   Энциклопедия мифологии

  • ТАНЕЦ —    • Όρχηστική, όρχησις,          Saltatio, y Гомера ο̉ρχηστύς, что было тесно соединено с игрой на цитре и пением (ο̉., κίθαρις καὶ α̉οιδὴ, Il. 13, 721; μολπή есть общее название того же самого). По большей части танцор и певец было одно и то… …   Реальный словарь классических древностей


Поделиться ссылкой на выделенное

Прямая ссылка:
Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»