- Эдфу
-
современное название местности метрополии второго верхнеегипетского нома Тесу-Гор (" Престол Гора"), по-египетски Дебут, по-коптски Атбо; греки, сопоставлявшие местного Гора с Аполлоном, называли Э. Великим Аполлинополем. Гор, божество солнца, вышел отсюда для поражения своих врагов, исчадий мрака. Главное значение города как в древности, так и в настоящее время — для археологов — заключается в величественном храме, существовавшем с древнейших времен египетской культуры, но отстроенном заново при Птолемеях, по древним планам; от более раннего времени уцелел только наос в святом святых (на нем картуши Нектанеба I). Надписи, начертанные на внешней западной стене храма и на такой же стене ограды рассказывают историю построения: заложил храм Птолемей III в 237 г., вчерне он был закончен в 212 г.; в 142 г., при Птолемее IX, идол Гора торжественно внесен в храм, который этим самым считался освященным, но до полного его окончания было еще далеко: с юга к храму пристроили две залы с колоннами, гипостильный двор и громадный пилон с обитыми бронзой вратами. Только при Птолемее XIII Дионисе и Клеопатре Трифене, в 57 г., вся постройка, длившаяся 180 лет, была закончена. Таким образом, храм Э. — одно из самых поздних сооружений египетского зодчества; он сохранился лучше других памятников древности, почти в целом виде и после очистки его Мариэттом от арабских жилищ производит неотразимое впечатление. Ось его идет с юга на сев., "от Ориона к большой Медведице". Пилон украшен со всех сторон надписями и изображениями. Птолемей Дионис символически приносит в жертву Гору-Гатор врагов и молится местным божествам; здесь же за царем и царицей идет процессия представителей разных стран, несущих в храм дары. За пилоном следует большой четырехугольный двор с 32 колоннами; на стенах его — надписи о построении и размерах (47 1/4 м дл., 42 м шир.). Далее следует гипостильный зал с 18-ю колоннами; направо от входа — помещение для библиотеки (на стене начертан ее каталог), налево — для молитвы царя; потолок украшен астрономическими изображениями. Следующая зала, с 12-ю колоннами, называлась процессионной; в одной из комнат находилась храмовая лаборатория (на стенах надписи — рецепты благовонных мазей). В следующей зале находился жертвенник; затем следовала главная часть — святое святых, по бокам и сзади которой, отделенные узким коридором, шли 10 приделов для различных божеств. — Многочисленные надписи и изображения на всех стенах внутри и снаружи имеют весьма важное значение для исследователя египетской религии: это — миф о Горе, покоряющем врагов (внутр. часть зап. ограды), гимны Гору (внутр. часть сев. стены), отчет о постройке, календарь и устав местных праздников, дарственные записи и т. п. Кроме Гора, в Э. почитался его "цикл": Гатор, его супруга, ежегодно привозившаяся в процессии по Нилу из Дендера (см.), сын их Ахи, Осирис, Исида, Шу и Тефнут. — Первое обстоятельное исследование и издание храмовых надписей дал Dümichen ("Altägypt. Tempelinschriften", 1867); в настоящее время новое издание сделано Французской археол. школой в Каире под редакцией Rochmonteix и Chassinat. Отдельные тексты (календари) издал, между прочим, Бругш.
Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона. — С.-Пб.: Брокгауз-Ефрон. 1890—1907.