Школьные руководства

Школьные руководства
Ш. руководства до изобретения книгопечатания были весьма немногочисленны и не всегда различались от энциклопедических сборников, а иногда и от произведений литературы. Так, в греческих школах читали Гомера и басни Эзопа, в римских — Ливия Андроника и Вергилия. "Девять книг о науках" Теренция Варона и "Естественная история" Плиния Старшего (см.) принадлежат к числу первых сборников, из которых широкой рукой черпались знания для школы. Позже Ш. руководством служил сборник Марциана Капеллы (V в.) "Свадьба Филологии с Меркурием и о семи свободных искусствах", еще позже, в XI в., "Этимологии" Исидора Севильского, "Обо всем" Рабана Мавра, некоторые сочинения Беды Достопочтенного и другие. В средние же века среди Ш. руководств появляются и учебники, из которых особенной известностью пользовалась латинская грамматика Доната. В конце средних веков получают распространение краткие латинские грамматики, написанные стихами, так называемые доктриналы (например, Александра Вильдье). Особенное внимание на Ш. руководства было обращено гуманистами и затем педагогами реформации, как Меланхтон, Троцендорф и Штурм, которые составили весьма распространенные учебники. Позже правительства разных стран, приступавшие к реформе Ш. дела, всегда были озабочены изданием особо составленных учебников. Так, в XVII в. шведский канцлер Оксеншерна дал заказ на учебники Коменскому; то же мы видим и в России в первые годы царствования Александра I, когда были заказаны правительством учебники немецкому педагогу Якобу. По мере того как со времен Коменского общая и частная методика делала успехи, являлась постоянная необходимость в новых учебниках, соответственно тем или другим методическим требованиям. Нет ничего, поэтому, удивительного, если в настоящее время учебная литература по обилию изданий и выпускаемых в свет экземпляров всюду занимает первое место. Одновременно с увеличением числа учебников, за ними устраивается надзор. Так, в первой половине XIX в. прусское министерство народного просвещения стало давать указания относительно пользования учебниками. Здесь имелось в виду не столько выделить вполне удовлетворительные издания, сколько предостеречь от книг, содержание которых не соответствует намерениям государства. В России, независимо от общей цензуры, учебники подвергаются строгому рассмотрению в особых учреждениях тех ведомств, которые руководят школами. На первом месте здесь следует поставить ученый комитет министерства народного просвещения (см.), определения которого о книгах ежемесячно печатаются в "Журнале Министерства Народного Просвещения" и затем от времени до времени появляются отдельными каталогами. Далее следует назвать учебный комитет при святейшем синоде, такой же комитет ведомства учреждений императрицы Марии и др. Весьма полезный, хотя несколько устарелый обзор русской учебной литературы представляет "Систематический обзор русской народно-учебной литературы, составлен по поручению комитета грамотности, состоящего при вольно-экономическом обществе, специальной комиссией" (СПб., 1878, доп. I, СПб., 1882). О старых русских учебниках и руководствах даны сведения у М. И. Демкова, "История русской педагогии" (ч. I, Ревель, 1895; ч. II, СПб., 1897). Лучший обзор немецких Ш. учебников дает "Pädagogischer Jahresbericht", основанный в 1845 г. и с тех пор выходящий почти ежегодно.
Я. К.

Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона. — С.-Пб.: Брокгауз-Ефрон. 1890—1907.

Игры ⚽ Нужно сделать НИР?

Полезное


Смотреть что такое "Школьные руководства" в других словарях:

  • Телесные наказания в школе — Законность телесных наказаний в различных штатах США …   Википедия

  • Роллен — (Шарль Rollin, 1661 1741) известный французский историк и педагог. Сын кожевенника, он предназначался к тому же ремеслу, но, благодаря выдающимся дарованию и хлопотам знакомого монаха, получил стипендию в коллеже и блистательно окончил курс. В… …   Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

  • Учебники — см. Школьные руководства …   Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

  • Россия. Русская наука: Историческая наука — Главным предметом исторической науки в России является прошлое родной страны, над которым работало и работает наибольшее число русских историков и на которое направлена, главным образом, деятельность разных учреждений, посвященных исторической… …   Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

  • Роллен, Шарль — Титульный лист «Римской истории» Шарль Роллен (фр. Charles Rollin; 30 января 1661, Париж 14 декабря 1741) французский историк и педагог …   Википедия

  • Роллен — Роллен, Шарль Титульный лист «Римской истории» Шарль Роллен (фр. Charles Rollin; 30 января 1661, Париж 14 декабря 1741) …   Википедия

  • Роллен Ш. — Титульный лист «Римской истории» Шарль Роллен (фр. Charles Rollin; 30 января 1661, Париж 14 декабря 1741) французский историк и педагог. Биография Сын кожевенника, благодаря способностям и помощи знакомого монаха, получил стипендию в коллеже и… …   Википедия

  • Роллен Шарль — Титульный лист «Римской истории» Шарль Роллен (фр. Charles Rollin; 30 января 1661, Париж 14 декабря 1741) французский историк и педагог. Биография Сын кожевенника, благодаря способностям и помощи знакомого монаха, получил стипендию в коллеже и… …   Википедия

  • Шарль Роллен — Титульный лист «Римской истории» Шарль Роллен (фр. Charles Rollin; 30 января 1661, Париж 14 декабря 1741) французский историк и педагог. Биография Сын кожевенника, благодаря способностям и помощи знакомого монаха, получил стипендию в коллеже и… …   Википедия

  • ФАВОРИН —     ФАВОРИН (Φαβωρίνος) из Арелаты (нач. 2 в. н. э.) греческий ритор и философ, близкий традиции академического скепсиса; ученик Диона Хрисостома. По замечанию Филострата, очаровывал римлян, не знавших греческого, одним благозвучием своих… …   Философская энциклопедия


Поделиться ссылкой на выделенное

Прямая ссылка:
Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»