Целесообразность в организмах

Целесообразность в организмах
может проявляться в их строении (морфологическая Ц.) и в их отправлениях (физиологическая Ц.). Ц. физиологическая выражается в том, что организмы реагируют в своих иногда заведомо бессознательных (автоматических и рефлекторных) актах так, как будто эти акты подчинены влиянию предвидящего и рассуждающего разума, подобного человеческому, притом направленного исключительно в сторону заботы о самосохранении организма. Самый факт Ц. далеко не всеобъемлющ. Такая Ц. проявляется обыкновенно лишь в условиях, в которых организм может вести нормальное существование, и изменяет организму, перенесенному в иные, напр., искусственные условия. Плазмодий слизистых грибов избегает вредно действующих растворов, но он погружается в глицерин и погибает в нем, если к глицерину прибавлен настой дубовой коры, являющийся питательным субстратом для плазмодия. Очень часто одни организмы погибают ранее предельного возраста вследствие патологических процессов, а другие — успешно борются с этими процессами. Спасительный процесс фагоцитоза, защищающий организм от заражения и некоторых других вредных явлений, может обратиться против самого организма, если его части вследствие заболевания или старения являются ослабленными и делаются жертвой фагоцитов. Таким образом, физиологическая Ц. отправлений организмов весьма условна, и объясняется это тем, что Ц. эта выработалась под влиянием переживания наиболее приспособленных к наличным условиям организмов. Так же условна Ц. и инстинктивных актов, представляющих собою сложный наследственный рефлекс (см. Психическая жизнь животных). Ц. более совершенна, но, конечно, тоже далеко не абсолютна, когда она является следствием сознательного акта, как это имеет место при волевых проявлениях высших животных и человека. Итак, мы различаем Ц. при актах автоматических и рефлекторных, Ц. инстинктивную и Ц. сознательную. Все эти Ц. являются полезными для организмов и могли быть выработаны подбором. Акт сокращения зрачка при усилении света и расширения при ослаблении полезен в смысле регулирования количества падающих лучей на ретину. Акты чихания и кашля полезны в смысле удаления посторонних или накопившихся в организме веществ и т. п. Полезность инстинктивных и сознательных актов для самосохранения ясна сама собою. Ц. морфологическая может быть рассматриваема с двух точек зрения: во-первых, каждый орган является целесообразно устроенным с точки зрения его пригодности для отправляемой им функции, и, во-вторых, организмы устроены целесообразно с точки зрения приспособления к окружающим условиям. Первая Ц. тоже далеко не абсолютна. Гельмгольц находил человеческий глаз весьма несовершенным оптическим инструментом. То же надо сказать о глазах членистоногих, лишенных способности приноравливать глаз к зрению на ближнем и дальнем расстояния, или о глазах некоторых низших многоклеточных, лишенных преломляющих сред и могущих, вероятно, различать только свет от темноты. Мы не можем думать, чтобы такие глаза исполняли все задачи, которые им могут поставить цели самосохранения их обладателей, тем более, что очень часто близко стоящие и живущие в однородных условиях формы представляют различные степени морфологической Ц. зрительного аппарата и, следовательно, решают эти задачи с различным успехом. Объяснением морфологической Ц. является то обстоятельство, что не орган приноравливается к известной функции, а функция является следствием строения органа, т. е. и здесь Ц. является причинной. Ц. в смысле приспособления к условиям тоже далеко несовершенна. Для примера возьмем охранительную окраску и мимикрию. Исследование содержимого желудков птиц показывает, что птицы питаются различными насекомыми, в том числе и бабочками, но притом иногда такими насекомыми, которые являются защищенными тем или другим способом. Так, Юд (Judd) доказывает на основании исследования содержимого желудков 15000 птиц, что птицы в изобилии поедают жуков, защищенных своей окраской. Точно так же некоторые насекомые, защищенные не только окраской, но и выделением едких или зловонных жидкостей, все-таки поедаются некоторыми птицами. Лучше всего защищены гусеницы, покрытые волосами, хотя и они поедаются, напр., кукушкой. Таким образом, окраска и жидкости, хотя и являются защитительными, но до известной степени, и животные, обладающие этими средствами, вовсе не являются безусловно неприкосновенными. Но из этого не следует, чтобы эти средства были вовсе лишены значения. Точно так же по наблюдениям Плато (1894) над гусеницами Abraxas grossularis, эти последние, несмотря на свою охранительную окраску, поедаются некоторыми животными. Объяснение этой формы Ц. может быть дано тоже только на почве закрепления полезных особенностей путем подбора. То обстоятельство, что Ц. вообще является несовершенной и представляет различные степени у различных форм, заставляет думать, что она явилась результатом постепенной эволюции, а не была вложена разумом, подобным человеческому, ибо и человеческий разум мог бы придумать подчас нечто более совершенное. Целесообразно устроены организмы потому, что недостаточно целесообразная организация их если и возникала в виде индивидуальных уклонений, то вела к погибели особей, ими обладающих, и потому, что переживали особи, наиболее целесообразно устроенные.
В. М. Ш.

Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона. — С.-Пб.: Брокгауз-Ефрон. 1890—1907.

Игры ⚽ Нужен реферат?

Полезное


Смотреть что такое "Целесообразность в организмах" в других словарях:

  • Целесообразность — (лат. – направленность к финалу) – действия, предопределенные и соответствующие цели, когда определенная цель сама делается причиной совершаемых действий. Целесообразность есть особая форма причинности в живой природе, обществе, человеческой… …   Основы духовной культуры (энциклопедический словарь педагога)

  • «КРИТИКА СПОСОБНОСТИ СУЖДЕНИЯ» — последнее из трех главных философских произведений Канта (1790), посвященное эстетическому суждению (как помыслить красивое? Это «целесообразность без цели») и телеологическому суждению (как помыслить целесообразность в организмах? «Ничто не… …   Философский словарь

  • Физиология — наука, имеющая задачей описание и объяснение жизненных явлений. Прежде φυσίολόγια обозначало собственно науку о природе вообще (φύσις природа) и только впоследствии название это начало ограничиваться кругом одних только жизненных явлений, причем… …   Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

  • ВИТАЛИЗМ — (от лат. vita жизнь) биологическая и филос. концепция, согласно которой явления жизни обладают специфическим характером, в силу чего они радикально отличаются от физико химических явлений. Виталист приписывает активность живых организмов действию …   Философская энциклопедия

  • БИОЛОГИЯ — БИОЛОГИЯ. Содержание: I. История биологии.............. 424 Витализм и машинизм. Возникновение эмпирических наук в XVI XVIII вв. Возникновение и развитие эволюционной теории. Развитие физиологии в XIX в. Развитие клеточного учения. Итоги XIX века …   Большая медицинская энциклопедия

  • ВИТАЛИ РЕАКЦИЯ — (Vitali), проба на гной в моче. Осадок кислой или, если нужно, подкисленной мочи в количестве 1 куб. см переслаивается настойкой гваяковой смолы без прибавления скипидара. В присутствии гноя через короткое время появляется голубое окрашивание.… …   Большая медицинская энциклопедия

  • Биология — (от Био... и ...Логия         совокупность наук о живой природе. Предмет изучения Б. все проявления жизни: строение и функции живых существ и их природных сообществ, их распространение, происхождение и развитие, связи друг с другом и с неживой… …   Большая советская энциклопедия

  • ДАРВИНИЗМ — ДАРВИНИЗМ, учение Ч. Дарвина о происхождении органического мира, в том числе и человека, из более простых форм путем медленного развития. Доказательства эволюции. В доказательство своей точки зрения Д. выдвинул такое огромное количество данных,… …   Большая медицинская энциклопедия

  • Кант — (Immanuel Kant, первонач. Cant) основатель философского критицизма, представляющего главную поворотную точку в истории человеческой мысли, так что все развитие философии, если не по содержанию, то по отношению мысли к этому содержанию, должно… …   Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

  • ТЕЛЕОЛОГИЯ — (от греч. telos (teleos) результат, цель и logos слово, учение) филос. учение об объяснении развития в мире с помощью конечных, целевых причин. В современной методологии рассматривается как принцип объяснения, дополняющий традиционную причинность …   Философская энциклопедия


Поделиться ссылкой на выделенное

Прямая ссылка:
Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»