Христианство у славян

Христианство у славян
распространилось не одновременно: племена, жившие ближе к Византии или Риму, крестились раньше. На территории, занятой впоследствии славянами, X. могло появиться еще во времена апостольские (например на Балканском полуо-ве): но сами славяне начали креститься не ранее IX в., причем нельзя думать, чтобы это крещение охватывало всех до последнего. Совершалось оно не беспримерным каким-нибудь образом (как утверждают народные предания и легенды), а столь же просто и естественно, как и у прочих европейских народов. Необходимо иметь в виду и то, что в начале водворения X. было не столько внутреннее, сколько внешнее: было бы правильно лишь с Χ в. начинать христианизацию славянских народов со всеми ее следствиями. Главной причиной, тормозившей распространение X., было то, что христианство проповедовалось не на народном славянском языке, а на латинском (на западе) и на греческом (на востоке); далее, принятие X. грозило потерей политической самостоятельности, особенно если оно шло от Западно-Римской империи; вот почему прибалтийские славяне не хотели креститься (X. к ним пришло уже после потери ими независимости). Впрочем, не менее было опасно для самостоятельности славян и влияние Византии. Поворотным пунктом и вместе с тем средоточием в истории X. у славян является деятельность Кирилла и Мефодия. Создание славянской азбуки, перевод богослужебных книг на славянский язык, употребление этого языка в богослужении и вообще в культурных сношениях славян — все это освобождало славян от духовно-религиозной зависимости. По различным причинам кирилло-мефодиевские предания не всюду могли свободно развиваться; с Χ в. славянство распадается на две группы — православную и католическую, — сильно различающиеся одна от другой в культурном отношении. Это культурное разделение славян с течением времени все увеличивалось; им-то и надо объяснять современную славянскую рознь. Из отдельных славянских племен ранее всех воспользовались трудами Кирилла и Мефодия мораване: до того времени они были под немцами (баварские епископы), хотя приходили к ним и греческие, и итальянские (валахи) миссионеры. Инициатива приглашения Кирилла и Мефодия принадлежат Ростиславу Моравскому. Влияние Кирилла и Мефодия распространилось очень широко: ему подпали на сев.-западе чехи, на востоке — предки прикарпатских русских, на сев.-востоке — поляки, на сев. — предки нынешних сербов лужицких, на юге — словенцы, на юго-зап. — сербохорватское княжество Мунтимира. Подробностей о распространении X. в Чехии мало. Крещение князя Боривоя относится к 874 г. (может быть, в промежуток между 874 и 879 гг.). По смерти Мефодия Святополк Моравский снова предоставил немецкому духовенству свободу действий в своей стране (монашеские ордена и рыцари закончили подчинение Риму мораван и чехов, объединенных в судьбе после падения Великой Моравии); ученики Мефодия были изгнаны (около 886 г.) и направились в Болгарию. Немало есть свидетельств о X. у болгарских славян до Бориса (житие св. Димитрия Солунского и др.), но то было невольное X. Добровольное крещение относится к 864—865 гг. (крещение Бориса). После некоторых колебаний — быть ли под Римом или Константинополем — Борис отдался под покровительство Константинополя и получил полунезависимого архиепископа. Приурочить начало X. у сербов, хорватов, словенцев к определенному году трудно. Можно только сказать, что X. распространилось в странах открытых и приморских раньше, чем в горах. Продолжительные колебания между Римом и Царьградом закончились присоединением хорватов и словенцев к Риму, а сербов — к Константинополю. Твердое основание сербская церковь получила с учреждением архиепископии при Стефане Немане и патриаршества при Стефане Душане. Сравнительно поздно является X. у поляков и русских. Обыкновенно относят крещение польского князя Мечислава к 965 г.; но окончательную победу X. над язычеством в Польше следует, может быть, отодвинуть к XI в., времени Казимира I Обновителя. Наступательная политика римского папы, немецкая пропаганда у славян и пр. объясняют подчинение Польши римскому духовному господству. В наиболее отдаленной от культурных центров средневековой Европы России X. появляется в самом конце Χ в. (см. ниже). Последствия принятия славянами X. были очень велики, ибо церковь в средние века обнимала собою все — не только культуру, но и общественный строй. Прежде всего X., устраняя языческое обоготворение предков, облегчало объединение племен в государство. Затем оно внесло ряд умственных видоизменений — новых политических идеалов, новой политической организации, новых общественных воззрений. И поскольку существует разница между римской и греческой цивилизациями, настолько же различны были культурные влияния, испытывавшиеся славянами-католиками и православными. Политические последствия X. у славян (главным образом объединение в государства) были общие, но роль духовенства, развитие канонического права, характер просвещения были различны у славян православных и католических.
А. Л—ий.

Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона. — С.-Пб.: Брокгауз-Ефрон. 1890—1907.

Игры ⚽ Нужен реферат?

Полезное


Смотреть что такое "Христианство у славян" в других словарях:

  • Христианство в России — В России представлены все три основные направления в христианстве: Православие Католицизм Протестантизм Содержание 1 Статистика христианских конфессий 2 …   Википедия

  • ХРИСТИАНСТВО — крупнейшая по числу своих приверженцев мировая религия. ХРИСТИАНСТВО В ЭПОХУ ПАТРИСТИКИ Христианство возникло в греко римском средиземноморском мире, когда он переживал эпоху религиозных брожений. Существовало множество культов, включая культ… …   Энциклопедия Кольера

  • Крестовый поход против славян 1147 —         захватнический поход европейских (главным образом германских) феодалов против полабско прибалтийских славян. Происходил под предлогом обращения в христианство язычников славян одновременно со 2 м крестовым походом в Палестину.… …   Большая советская энциклопедия

  • Вера славян — Традиционные религии Типология Анимизм  · Культ предков  · Магия  · Полидоксия  · Спиритизм  · Тенгрианство  · …   Википедия

  • Язычество славян — Традиционные религии Типология Анимизм  · Культ предков  · Магия  · Полидоксия  · Спиритизм  · Тенгрианство  · …   Википедия

  • Славянская мифология и религия славян — Религия славян слагалась из обоготворения сил природы и культа предков. Единым высшим богом, творцом молнии , каким был у индусов Индра, у греков Зевс, у римлян Юпитер, у германцев Тор, у литовцев Перкунас у славян был Перун (см.). Понятие о боге …   Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

  • Языческие боги славян — Словянский идол, т.н. Святовид . Традиционные религии …   Википедия

  • Крестовый поход против славян — (вендов) 1147 года (нем. Wendenkreuzzug)  захватнический поход европейских (саксонских, датских и польских) феодалов против полабско прибалтийских славян, проживавших на территории между Эльбой, Траве и Одером. Вендский крестовый поход… …   Википедия

  • Библия у славян — первоначально появилась, вероятно, в греч. и латин. редакциях, так как известно, что некоторые, а в особенности западные славянские племена начали обращаться в христианство еще до времен Кирилла и Мефодия. К этим докирилловским временам относятся …   Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

  • Церковь у славян — – с отпадением Западной церкви от единства церкви Вселенской, Восточная церковь утешена была присоединением к ней хазар, болгар и других племен славянских и русов. Событие это для нас весьма важно, давая нам видеть исполнение обетования… …   Полный православный богословский энциклопедический словарь


Поделиться ссылкой на выделенное

Прямая ссылка:
Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»