- Феофил патриарх александрийский
- — один из величайших богословов IV-го и V-го в. Деятельный, умный, хитрый, честолюбивый, он является одной из типичных фигур своей эпохи. Сделавшись к 385 г. патриархом александрийским, он соединил в своих руках церковную власть над Египтом, Ливией и Пентаполем. В пределах своего диоцеза он не довольствовался тем, что ставил и отрешал епископов: он уничтожал прежние епархии, создавал новые, распространял или сокращал их пределы для выгод своей власти. С подчиненными ему епископами он обращался как с рабами, удаляя их без объяснения и без пощады при малейшем подозрении в стремлении к независимости. За сопротивление своих подчиненных он подвергал их оковам, темнице и изгнанию. Он отлично понял значение императорской власти в церковных делах Восточно-Римской империи и старался опереться на этот базис. Как передает биограф св. Златоуста, Палладий, Ф. имел в Константинополе на жалованье шпионов, с помощью которых знал все, что там происходит. Хорошо зная подкупность византийского двора, он превосходно умел ею пользоваться. Отсюда его постоянное стремление к богатству. Никакие суммы, даже сборы на бедных не избегали его рук. Императоры, со времен Константина, предоставляли языческим храмам закрываться вследствие силы вещей, за отсутствием поклонников. Так стояли и египетские храмы, которых баснословные богатства оставались почти не тронутыми. Эти богатства воспламенили алчность Ф. По словам языческого писателя Зосимы, он первый попрал законы и уважение к преданиям веков. Плоды хищений Ф. употреблял частью на то, чтобы в своем епископстве ввести пышную обстановку, способную затмить роскошь светских чиновников, частью на подкупы для увеличения объема своей власти. Он нередко определял александрийских префектов, которые ни в чем ему не отказывали, так как знали силу его и у императора, и при дворе. Это всемогущество в двух сферах — духовной и политической — доставило Ф. прозвание христианского фараона. Достигнув высшей власти на юге империи и опираясь на беспрекословную покорность своего духовенства, Ф. желал достигнуть такого же положения во всей Восточно-Римской империи, каким в это время папа владел на Западе. Здесь он столкнулся с константинопольским епископом. В 397 г. умер константинопольский епископ Нектарий. Ф. думал провести на этот важный политический пост одного из своих клевретов, по имени Исидора; но двор пожелал иметь епископом столицы антиохийского пресвитера Иоанна, по прозванию Златоуста. Попытка Ф. потерпела неудачу. Сам гордый патриарх был потребован в столицу, под угрозой суда за свои прегрешения, для посвящения нового епископа. Ф. уступил и посвятил соперника. Это усилило его вражду к Иоанну, тем более, что константинопольский епископ, опираясь на 3-й канон II вселенского собора 381 г., предоставивший ему первое место между восточными епископами, пожелал на самом деле сделаться первым епископом Восточно-Римской империи, к чему как раз стремился Ф. Вся восточная церковь сплотилась вокруг этих двух центров. Первое столкновение произошло по делу, разыгравшемуся в недрах александрийской церкви и вскоре захватившему весь Восток. Против учения Оригена (см.) на Востоке образовалась все возраставшая оппозиция монашества, состоявшего большей частью из восточно-национальных элементов христианства. Епископ Иоанн иерусалимский вступил в спор с Епифанием кипрским, который требовал от него осуждения Оригена. В Палестине произошел формальный раскол между почитателями и противниками великого теолога, который умер за 150 лет перед тем. Иоанн иерусалимский обратился к Ф. с просьбой помирить его с Епифанием. Ф. послал в Палестину пресвитера Исидора, который решил спор в пользу Иоанна, т. е. высказался за Оригена. Тот же взгляд на Оригена был официально изложен самим Ф. в его пасхальном послании. Это возбудило решительное противодействие в главной массе египетского монашества. Массы вооруженных монахов, покинув пустыню, ворвались в Александрию и, соединившись с фанатической чернью, с оружием в руках потребовали от Ф. осуждения Оригена. Патриарх уступил и высказался против Оригена. Порвав с эллинистическими традициями александрийской школы, Ф. стал на новый путь — путь демагога, который должен был привести его к господству в церкви или сделать его главарем секты. Из сторонника Оригена Ф. сделался ярым его противником. В Египте начались жестокие преследования оригенистов. Особенно Ф. обрушился на нитрийских монахов и главным образом на стоявших во главе их известных своей набожностью и ученостью четырех иноков-братьев, получивших наименование "долгих братьев". Во главе войска он отправился в Нитрию и превратил в груду развалин цветущую мирную обитель. Монахи разбежались; долгие братья с трудом спаслись и отправились искать правосудия в Константинополе. Златоуст выслушал их и, после не приведшей ни к какому результату переписки с Ф., представил дело на рассмотрение собора. Императрица Евдоксия и двор приняли самое горячее участие в деле братьев и требовали суда над Ф. Он должен был предстать пред константинопольским епископом в роли обвиняемого, но вскоре сумел привлечь на свою сторону изменчивый двор и возбудить неудовольствие последнего против Златоуста. Почва была благоприятна, так как Иоанн своим суровым режимом и обличительными проповедями возбудил против себя массу врагов, и в том числе императрицу. Ф. соединил сопутствовавших ему египетских епископов с недовольными элементами Константинополя воедино и составил известный в истории церкви собор, при Дубе. Об обвинении Ф. не было больше и речи, о долгих братьях забыли; обвиняемым сделался Златоуст. Когда на зов собора он не явился, то был заочно осужден и низложен. Ф. торжествовал, но недолго: вследствие землетрясения Иоанн был призван обратно к власти, а Ф. должен был тайком бежать из Константинополя, чтобы спастись от раздраженной против него константинопольской черни. Когда Златоуст опять сильно раздражил императрицу, этим воспользовался Ф. и ссылкой на каноны антиохийского собора 341 г. низверг его с престола. В 404 г. Златоуст отправился в изгнание. На константинопольский престол был посажен бесхарактерный Арзакий. Фактически Ф. был первым епископом Востока. Тогда он опять переменил свое мнение об Оригене и стал по-прежнему пользоваться его сочинениями. "Ориген, — говорил Ф., — это чудный цветник, в котором рядом с сорными травами растут прекрасные розы: я срываю только последние": Умер Ф. в 412 г. Главное сочинение Ф., "Λόγος προσφωνητικος πρός τούς φρονοΰντας τα Ώριγένους" до нас не дошло. Также точно потеряны и другие его сочинения, кроме нескольких пасхальных посланий и дисциплинарных канонов, вошедших в состав нашей Кормчей и Книги правил. Ср. Ам. Тьери, "Св. Иоанн Златоуст и имп. Евдоксия" (М., 1884); Р. Rohrbach, "Die Patriarchen von Alexandria" (1892).
П
. Гидулянов.
Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона. — С.-Пб.: Брокгауз-Ефрон. 1890—1907.