- Феофил епископ антиохийский
- — святой, епископ антиохийский, писатель-апологет II века. О жизни и деятельности Ф. сохранились только краткие, отрывочные сведения. Он был язычник по происхождению, человек образованный, хорошо знакомый с греческой литературой и наукой. В "Послании к Автолику", — единственном его сочинении, уцелевшем до настоящего времени, — он приводит многочисленные цитаты из языческих философов, поэтов и историков. Подобно многим своим современникам — св. Иустину, Татиану, Афинагору и другим, — он дошел до христианства путем самостоятельного убеждения в его превосходстве над всеми другими религиями. Это убеждение он вынес из чтения священных книг Ветхого Завета, преимущественно книг пророческих. Обратившись в христианство, Ф. сделался его ревностным исповедником и защитником, настолько же, насколько прежде, в язычестве, был его противником. В 168 г. он занял антиохийскую кафедру. Как долго. Ф. был епископом — с точностью неизвестно; разные источники расходятся в показании времени; в одном только они согласны, что Ф. умер в 80-х годах II века, в царствование Коммода. Церковь причислила его к лику святых. Ф. написал немало сочинений, частью полемических, написанных против еретиков его времени, частью апологетических, направленных против язычников. По свидетельству Евсевия и Иеронима ("Церк. Истор.", кн. IV, гл. 24; "Catal.", 48), Ф. написал книгу против Маркиона, сочинение против ереси Гермогена, толкование на Евангелие и на Притчи Соломона, много "огласительных сочинений", много, по выражению Иеронима, "кратких, но прекрасных трактатов, относящихся к назиданию церкви". По словам самого Ф. ("Ad. Aut", гл. 28, 30), он написал кроме того книгу о демоне и о ничтожестве языческих идолов, и сочинение о родословии патриархов. Все эти произведения не сохранились; до нас дошло только одно его сочинение, под заглавием: "Послание к Автолику о христианской вере". Ф. защищает здесь христианство, доказывая его истинность и божественность, обличает и опровергает язычество, раскрывая ложность и несостоятельность его религии, его нравственности, его мифологии и философии. Автолик, к которому написаны все эти книги, был язычник, человек образованный и ученый, лично известный Ф.; подобно многим другим язычникам, он был крайне нерасположен к христианству и предубежден против него. Между этим Автоликом и Ф. часто происходили разговоры и споры относительно язычества и христианства, что и послужило поводом к составлению послания. Ср. К. Скворцов, "Философское учение Феофила антиохийского" ("Труды Киевск. Дух. Академии", 1867, №8, а также в его книге: "Философия отцов и учителей церкви в период апологетов", Киев, 1868, стр. 80 — 101); А. Сергиевский, "Отношение апологетов восточной церкви II века к языческой философии" ("Вера и Разум", 1886, т. II, ч. II, стр. 83 — 97); прот. П. Преображенский, "Сочинения древних христианских апологетов" (СПб., 1895; полный русский перевод апологии Ф. и краткие замечания о его жизни и деятельности); Д. Гусев, "Св. Феофил Антиохийский" (Казань, 1898); И. Реверсов, "Защитники христианства" (апологеты; СПб., 1899).
Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона. — С.-Пб.: Брокгауз-Ефрон. 1890—1907.