- Убежища на Востоке
-
Древнейшие обстоятельные постановлении об У. находим в Моисеевом праве. Целью их было провести практическое различие между умышленным и невольным убийством; невольный убийца находил безопасность у алтаря; умышленный и оттуда должен был быть взят для казни и кровной мести (Исх. 21, 13; 3 Цар. III, 28—31). Централизация культа обусловила вместо многих алтарей устройство шести городов У. (miklat, φυγαδευτήρια), приписанных к Левиину колену: трех в соб. Ханаане и трех по ту сторону Иордана. Каждый раз судебным порядком надлежало установить, имел ли право тот или другой убийца искать в них У.; умышленный выдавался родичам убитого; последние могли убить и невольного, если он раньше срока (смерти современного убийству первосвященника) покидал город-У. (Числ. гл. XXXV). Алтарь иерусалимского храма, конечно, также был У.: искавший защиты хватался за "роги жертвенника" (3 Цар. III, 1, L); отсюда выражение "рог спасения". См. Bissei, "The law of Asylum in Israel" (Лпц., 1884); Ohlenburg, "Die bibl. Asyle im talmudischen Gewande" (Мюнхен, 1895). Существование "рогов" на жертвенниках финикийских храмов, насколько можно судить, напр., по изображению на монетах города Библа, дает некоторое основание заключать, что и финикиянам было известно право У. К сожалению, мы не располагаем материалом для констатирования этого права у других народов Др. Востока. Для Египта указание дает только Геродот (II, 113), говоря о храме Геракла у Канобского устья Нила, куда могли укрываться беглые рабы под условием положить на себя храмовый штемпель. Желание Revillout ("Cours de droit égypt." I, 92) найти в егип. памятниках известий о праве У. не увенчалось успехом.Б. Т.
Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона. — С.-Пб.: Брокгауз-Ефрон. 1890—1907.