Триумф

Триумф
(triumphus) в Риме — торжественное вступление в столицу победоносного полководца и его войска. Т. выработался постепенно из простого вступления в город возвращавшихся по окончании войны солдат и из обычая военачальников приносить благодарение богам, даровавшим победу. С течением времени Т. стал допускаться лишь при наличности целого ряда условий. Т. считался высшей наградой военачальнику, которой мог удостоиться лишь тот, кто имел imperium (см.) и вел войну в качестве главнокомандующего, не подчиняясь власти другого полководца. Т. могли получать как обыкновенные магистраты (консулы, преторы, проконсулы и пропреторы), так и диктаторы и лица, получавшие высшее командование в силу особого народного постановления (imperium extraordinarium). T. определялся сенатом, но иногда, если сенат отказывал в Т., военачальнику удавалось получить его в силу постановления народного собрания, как это было, например, с диктатором Марцием Рутилом (первым из плебеев). Триумф давался лишь по окончании войны (бывали и исключения), и притом такой, которая сопровождалась тяжким поражением врагов. Существовало правило давать Т. лишь в том случае, если было убито не менее пяти тысяч врагов. Полководец, добивавшийся Т., ждал решения вопроса, будет ли ему дарован Т., находясь вне городской черты, ввиду того, что вступление в город магистрата, не сложившего еще imperium, не допускалось. Поэтому и сенат собирался в таком случае за городом, на Марсовом поле, обыкновенно в храме Беллоны или Аполлона, и там выслушивал полководца. В силу специального закона, триумфаторы получали на день своего Т. imperium в городе. В день, назначенный для Т., участвовавшие в нем собирались рано утром на Марсовом поле, где в общественном здании (villa publica) пребывал в это время триумфатор. Последний облачался в особый роскошный костюм, подобный одеянию статуи Юпитера Капитолийского. Он надевал вышитую пальмовыми ветвями тунику (tunica palmata), украшенную золотыми звездами пурпуровую тогу (toga picta), позолоченную обувь, в одну руку брал лавровую ветвь, в другой держал богато украшенный скипетр из слоновой кости с изображением орла наверху; на голове его был лавровый венок. Триумфатор ехал, стоя на круглой позолоченной колеснице, запряженной четырьмя конями. Когда Камилл (см.) впервые запряг во время своего Т. белых коней, это было встречено в публике ропотом, но впоследствии белые кони во время Т. стали обыкновенными. Вместо лошадей иногда впрягались слоны, олени и другие животные. Триумфальная колесница составляла центр всего шествия, которое открывалось сенаторами и магистратами. Сзади шли музыканты (трубачи). Для публики, теснившейся по всему длинному пути процессии в праздничных костюмах, с венками из цветов и зелени в руках, особенный интерес представляла та часть шествия, в которой победитель старался блеснуть многочисленностью и богатством захваченной военной добычи. В древнейшую эпоху, пока Рим вел войны со своими бедными соседями, добыча была проста: главную часть ее составляло оружие, скот и пленники. Но когда Рим стал вести войны в богатых культурных странах Востока, победители привозили иногда так много добычи, что приходилось растягивать Т. на два, три дня. На особых носилках, на колесницах или просто в руках, несли и везли множество оружия, вражеские знамена, впоследствии также изображения взятых городов и крепостей и разного рода символические статуи, затем таблицы, на которых были надписи, свидетельствовавшие о подвигах победителя или объяснявшие значение проносимых предметов. Иногда тут же были произведения завоеванных стран, редкие звери и т. п. Часто несли драгоценную утварь, золотую и серебряную монету в сосудах и драгоценные металлы не в деле, иногда в громадных количествах. Культурные страны, особенно Греция, Македония и другие местности, где утвердилась эллинистическая образованность, давали для Т. много художественных сокровищ, статуй, картин и т. п. Неслись также золотые венки, поднесенные победителю разными городами. Во время триумфа Эмилия Павла их было около 400, а во время триумфов Юлия Цезаря над Галлией, Египтом, Понтом и Африкой — около 3000. Жрецы и юноши сопровождали белых жертвенных быков с позолоченными рогами, украшенных гирляндами. Особенно ценное украшение Т. составляли в глазах римских полководцев знатные пленники: побежденные цари, их семейства и помощники, вражеские военачальники. Некоторых из пленников во время Т. убивали, по приказу триумфатора, в особой тюрьме, лежавшей на склоне Капитолия. В древнейшую эпоху такое избиение пленных было обычным и, вероятно, имело первоначально характер человеческой жертвы, но можно указать примеры и из поздней эпохи: так погибли Югурта и противник Цезаря в Галлии Верцингеторикс. Перед триумфатором шли ликторы с фасцами, обвитыми лавром; скоморохи увеселяли толпу. Триумфатора окружали дети и другие родственники, за ними стоял государственный раб, державший над его головой золотой венок. За триумфатором двигались его помощники, легаты и военные трибуны верхами; иногда за ними шли освобожденные триумфатором из плена граждане, совершали шествие солдаты в полном убранстве, со всеми наградами, которые они имели. Они восклицали "Jo triumphe" и пели импровизированные песни, в которых иногда осмеивали недостатки самого триумфатора. Начинаясь на Марсовом иоде, подле триумфальных ворот, шествие проходило через два наполненных народом цирка (Фламиниев и Большой, Maximus), затем по via sacra через форум поднималось на Капитолий. Там триумфатор посвящал Юпитеру лавры фасц и приносил пышную жертву. Затем шло угощение магистратов и сенаторов, часто солдат и даже всей публики; для последней устраивались еще игры в цирках. Иногда полководец давал публике и подарки. Подарки солдатам были общим правилом и достигали иногда значительных сумм (так, солдаты Цезаря получили по пяти тысяч денариев). Лица, получившие Т., имели право и впоследствии в праздники носить триумфальное одеяние. В императорский период Т. сделались исключительным достоянием самих императоров, что объяснялось как нежеланием последних давать своим подданным эту высшую почесть, так и тем обстоятельством, что император считался главнокомандующим всеми военными силами империи, и, следовательно, военачальникам этого периода недоставало одного из основных условий для получения Т. — права вести войну "suis auspiciis". Сохранив Т. лишь для себя и иногда для своих ближайших родственников, императоры стали давать другим полководцам взамен Т. лишь право одевать в торжественных случаях триумфальное одеяние (ornamenta, insignia triumphalia) и ставили статуи победителей среди статуй триумфаторов. Последний Т. был, кажется, справленсправлен ДиоклетианомДиоклетианом. Менее важную и торжественную форму Т. представляла так называемая "овация" (см.).
Д. Кар.

Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона. — С.-Пб.: Брокгауз-Ефрон. 1890—1907.

Игры ⚽ Нужно решить контрольную?
Синонимы:

Антонимы:

Полезное


Смотреть что такое "Триумф" в других словарях:

  • ТРИУМФ — (лат. triumphus = греч. thriambos вакхическое торжественное шествие и певшаяся при этом песнь). Торжественный въезд победителя. Блистательная почесть, воздававшаяся древними римлянами победителям. Вообще блестящий успех: напр.: для него это был… …   Словарь иностранных слов русского языка

  • триумф — См. праздник …   Словарь синонимов

  • ТРИУМФ — (латинское triumphus), в Древнем Риме торжественное вступление в столицу победителя с войском (от Марсова поля на Капитолий). Устраивался по решению сената и являлся высшей наградой полководцу. В переносном смысле блестящий успех, выдающаяся… …   Современная энциклопедия

  • ТРИУМФ — (лат. triumrhus) в Др. Риме торжественное вступление в столицу полководца победителя с войском (от Марсова поля на Капитолий). Устраивался по решению сената и является высшей наградой полководцу. В переносном смысле блестящий успех, выдающаяся… …   Большой Энциклопедический словарь

  • Триумф — в Древнем Риме торжественное вступление в столицу полководца и его войска после окончания победоносной войны (в которой было убито не менее 50 врагов). Триумфа удостаивался по решению сената тот, кто вёл войну в качестве главнокомандующего.… …   Исторический словарь

  • ТРИУМФ — ТРИУМФ, триумфа, муж. (лат. triumphus от греч. thriambos праздничное шествие в честь бога вина и веселья Вакха) (книжн.). 1. В древнем Риме торжественная встреча полководца, возвращающегося после победы (ист.). 2. перен. Блестящий успех,… …   Толковый словарь Ушакова

  • ТРИУМФ — ТРИУМФ, а, муж. Блестящий успех, торжество [первонач. в Древнем Риме торжественная встреча полководца, возвращающегося с победой]. Т. певца. | прил. триумфальный, ая, ое. Триумфальная арка (построенная в ознаменование военной победы). Толковый… …   Толковый словарь Ожегова

  • ТРИУМФ — муж. победное торжество славы, торжественная встреча. Триумфальные ворота, в честь победителей сооруженные. Толковый словарь Даля. В.И. Даль. 1863 1866 …   Толковый словарь Даля

  • ТРИУМФ — ТРИУМФ, Россия, Новое кино, 2000, цв., 80 мин. Криминальная мелодрама. Захолустный городок. Две подростковые банды делят сферы влияния. Стычками «абреков» и «рентгенов» ловко манипулирует их сверстник Андрей по прозвищу Рыжий и, таким образом,… …   Энциклопедия кино

  • Триумф — (triumphus) во Риме торжественное вступление в столицупобедоносного полководца и его войска. Т. выработался постепенно изпростого вступления в город возвращавшихся по окончании войны солдат ииз обычая военачальников приносить благодарение богам,… …   Энциклопедия Брокгауза и Ефрона

  • ТРИУМФ — (от лат. triumphus торжество, чествование) англ. triumph; нем. Triumf. 1. В Древнем Риме торжественный въезд полководца победителя в столицу. 2. Выдающийся, блестящий успех; победа, торжество. Antinazi. Энциклопедия социологии, 2009 …   Энциклопедия социологии


Поделиться ссылкой на выделенное

Прямая ссылка:
Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»