- Интродукция
- Интродукция (introduzione, preludio, introduction, Vorspiel) -вступление перед музыкальным сочинением. И. не имеет определенной формы;размеры ее весьма различны. Инструментальная И. в вокальных сочинениях(ария, хор и пр.), а также в инструментальных, служит для приготовленияглавной тональности пьесы. В операх И. бывает вокально-инструментальнаяили исключительно инструментальная. В первом случае она связана сосценическим действием и составляет первый номер акта, следуя заувертюрой; во втором случае И. заменяет увертюру и по содержаниюнаходится в связи с сюжетом оперы. И. развилась из трубных фанфар(intrade), возвещавших начало спектакля. Начало католической мессыназывается introitus. Н.С. Интуиция (от лат. Intuere - глядеть) - непосредственноеусмотрение чего-либо в качестве истинного, целесообразного, нравственнодоброго или прекрасного. Противополагается рефлексии. Отрицать И., какфакт, невозможно, но было бы неосновательно искать в ней высшую нормуфилософского познания, перед которою рефлектирующее мышление теряло бысвои права. Такая точка зрения (интуитивизм) в сущности отнимает raisond'etre у самой философии, задача которой - все данное во внешнем ивнутреннем восприятии проводить отчетливо через рефлексию разума,отбрасывая случайные и исключительные свойства явлений и оставляя врезультате смысл всего, т.е. всеобщее и необходимое содержание целогоопыта. Интуитивность или интуитивное отношение к предметам занимаетпреобладающее, хотя и не исключительное место в художественномтворчестве. Вл.С.
Энциклопедия Брокгауза и Ефрона. — С.-Пб.: Брокгауз-Ефрон. 1890—1907.