- Зигфрид
- Зигфрид - одна из важнейших личностей древнегерманского эпоса, геройсаги о Нибелунгах. Вопрос об исходном пункте эпической личности З. невполне еще выяснен. Некоторые хотели видеть в нем эпическое отражениевоспоминаний об историческом князе херусков Арминии, победителе Вара вТевтобургском лесу (Гизебрехт, Вигфуссон). Вероятнее всего, что З.,рядом с Брунгильдой и Гагеном - носитель центрального мифического мотивасаги, к которому впоследствии примкнули другие, отчасти историческиеэлементы. В основе саги лежит общеиндоевропейский миф (божественный илидемонический), который толкуется различно: одни видят в борьбе героя спротивниками мимическое выражение смены зимы и лета, другие - света итьмы, дня и ночи; отсюда отожествление З. то с богом Бальдром (Лахманн),то с Фрейром (В. Мюллер) или Тором - Донаром, богом грозы; в зависимостиот этого Брунгильда понимается либо как весна, либо как солнце илиземная растительность. Есть, наконец, ученые (Фишер, Гейнцель), видящиев преданиях о З. результат слияния нескольких мифов или сказаний. Туформу, в которой основной мотив сохранился в саге о Нибелунгах, онполучил у франков на Рейне; отсюда он, не раньше VI века, перешел кдругим германским народностям, между прочим в Скандинавию, гденепонятное там франкское имя Sigifrid было заменено именем Зигурда. Тамже получили богатое развитие предание об отце его, Сигмунде, и егопредках, имевшиеся отчасти уже на материке. Сага о Вельсунгах связываетрод героя с верховным божеством, Одином. - Память о З. жива еще теперь:на Фарэйских островах еще поются песни о нем; довольно многочисленныенемецкие сказки (напр. сказка о спящей красавице, Dornroschen)доказывают, что и на материке народ помнит о любимом некогда герое, хотяи забыл его имя. В Нижней Франконии народная этимология переделала егоимя в Saufritz, вследствие чего сказка изображает его свинопасом (немец.Sau - свинья). Ф. Браун.
Энциклопедия Брокгауза и Ефрона. — С.-Пб.: Брокгауз-Ефрон. 1890—1907.