- Фишер
- Фишер (Куно Fischer) - известный немецкий историк философии, род. в1824 г. в Силезии. В 1850 г. открыл курс в Гейдельберге, но ему былозапрещено чтение лекций, без объяснения причин. Это распоряжение вызваловсеобщее негодование; только дармштатский клерикальный орган, ванонимной статье, пытался оправдать образ действия правительства. С 1856до 1872 г. Ф. состоял профессором иенского унив., а затем перешел вГейдельберг, где и в настоящее время продолжает привлекатьмногочисленную аудиторию своими блестящими лекциями. Наиболеезамечательные из его сочинений: "Diotima; die Idee des Schonen" (1849),где в форме писем излагаются основные начала гегельянской эстетики; "DieLogik und Metaphysik oder Wissenschaftslehre" (2-е изд., 1865), где Ф.излагает свою систему логики и метафизики, чрезвычайно близкопридерживаясь Гегеля, хотя и претендует на самобытную разработкуфилософских проблем; "Geschichte der neueren Philosophie" (3-е изд.1898) - превосходный труд, охватывающий историю рационализма XVIII в.(Декарт, Спиноза, Лейбниц - первые два тома), философию Канта (III и IVт.), учения ближайших последователей Канта и философию Фихте (V т.),философию Шопенгауэра (VI т.), философию Шеллинга (VII т.) и, наконец,систему Гегеля (VIII и IX тт.). Фишера, при изложении истории философии,занимает главным образом не история проблем (ван Виндельбанда, в"Geschichte der Philosophiе", и Ренувье, в "Esquisses d'uneclassification des systemes philosophiques"), не историко-культурноеизучение условий возникновения и развития философских учений (Бенн,Гомперц) и не экономическое истолкование философии (Элейтеропулос,Паттен). У Ф. на первом плане три задачи: 1) усвоение духа даннойсистемы, 2) выяснение связи данной системы с личностью ее творца("Lebensauffassung") и 3) выяснение связи данной системы с другимисистемами мысли. Особенно крупны заслуги Ф. в разъяснении значенияфилософских систем Канта и Гегеля. Вместе с Целлером, он в начале 1860-хгг. указал на необходимость обратиться от материализма к изучениюкритической философии. Недавно вышедшие два последних тома историифилософии, посвященные Гегелю, представляют бесспорно самое лучшее иполное изложение гегелевской системы. Ф. обладает неподражаемымискусством входить в дух изучаемого мыслителя и истолковывать егостановясь на его точку зрения; в подобной имманентной критике он как быпридерживается принципа, установленного еще Гердером: "einenSchriftsteller aus sich selbst zu erklaren ist die honestas jedemhonesto schuldig". При изложении различных философских систем емуслучалось попутно затрагивать глубокие и интересные вопросы, вызывавшиеоживленный спор в литературе. Ф. разъяснил ошибочность истолкования"атрибутов- в системе Спинозы в духе субъективных "форм познания"; вспоре, возникшем между Ф. и Трендеденбургом о "третьей возможности", Ф.отрезал путь к догматическому истолкованию "трансцендентальной эстетики"Канта; говоря о Фихте, Ф. пытается, наперекор мнению других историков,показать, что философское миросозерцание Фихте второго периода ненаходится в противоречии с его первоначальной точкой зрения. Ф. высказалсомнения относительно связи пессимизма Шопенгауэра с его судьбою,замечая, что Шопенгауэр "рассматривал трагедии мирового несчастия вбинокль из весьма удобного кресла, а затем уходил домой с сильнымвпечатлением, но в тоже время вполне удовлетворенный"; этот взгляд наШопенгауэра оспаривается в настоящее время Фолькельтом (см. "АртурШопенгауэр", стр. 33). Взгляды Ф. на историю философии, даже когда ониошибочны, интересны и возбуждают мысль. Первые четыре тома его философиипереведены на русский язык под редакцией Страхова. В настоящее времяготовится издание нового перевода I, II и IV томов и переводятся тома,посвященные Фихте и Шеллингу. Недавно вышел в свет III том (Кант), вновом переводе Полилова, Жуковского и Лосского, и VIII-й т. (первый издвух, посвященных Гегелю, в переводе Лосского); вскоре выйдут в светIV-й т. (Кант) и IХ-й т. (Гегель). Кроме того, имеются на русском яз.VI-й т., посвященный Шопенгауэру, и отдельная книга Ф., вне девятитомнойсерии "История новой философии" - "Бэкон Вэруламский и век реальнойфилософии", а также брошюра "О свободе человека" и ряд интересныхлитературных очерков: "Шиллер", "Фауст" Гёте, "Лессинг". Кромеупомянутых сочинений Ф. написал еще брошюры: "Entstehung undEntwickelungsformen des Witzes" (1871) и "ShakespearesCharaсterentwickelung Richard III" (1868). О системе логики и метафизикиФ. см. статью Kym'a в его "Metaphysische Untersuchungen" и заметкуSiebert'a в его книге: "Geschichte der neueren deutschen Philosophieseit Hegels" (1898, стр. 60 - 62); подробности о споре Ф. сТренделенбургом - в "Kommentar zu Kant's Kritik der reinen Vernunft"Vaihinger'a. Реплику Ф. на возражения Файингера по этому и по другимвопросам кантовой теории познания - см. в первом из двух томов,посвященных Канту (стр. 334 - "Критические прибавления"). Здесь же данасправедливая оценка схоластическим приемам представителей"кантофилологии" - этих начетчиков кантовского толка. И. Лапшин.
Энциклопедия Брокгауза и Ефрона. — С.-Пб.: Брокгауз-Ефрон. 1890—1907.