- Евхаристия
- Евхаристия - название одного из главнейших таинств церкви,признаваемого всеми христианскими вероисповеданиями. Совершение егосоставляет главное христианское богослужение - литургию. По учениюцерквей православной, католической и армяногригорианской, в Е. хлеб ивино пресуществляются в истинное тело и кровь Христовы. Лютеране, непризнают пресуществления, а допускают только соприсутствиедействительных тела и крови Христовых в Е. с хлебом и вином (cum, in,sub pane); по их учению, однако, вкушающий хлеб и вино Е. приобщается вней действительных тела и крови Христовых. Цвингли учил, что в Е. тело икровь Христовы присутствуют только для созерцания очами веры, и вкушаютих верные только духовно, мысленно; хлеб и вино не пресуществляются, аостаются самими собою и служат лишь символами тела и крови Христовых,воспроизводящими в памяти верных дело, свершенное И. X., причем вкушениеих возбуждает в верующем столь твердую веру в И. X., что дело искупленияделается как бы присущим вкушающему, неотъемлемым достоянием егосущества. Кальвин учил, что христианин в Е. причащается тела и крови Хр."реально и субстанционально", но присутствуют они в хлебе и вине невещественно, а духовно. Вероисповедание англиканское учит о Е. согласнос реформатами. В частностях учения о Е. существуют разности междуправосл. и катол. церквами. В первой веществом для Е. служит хлебквасный (artoV), во второй - пресный (опресноки). Относительно временипресуществления правосл. церковь учит, что оно происходит во время такназыв. совершительной евхаристийной молитвы, предначинаясь в моментпроизнесения воспоминательных слов этой молитвы: "даде св. своимучеником... рек (И. X.): приимите ядите, сие есть тело мое..." исовершаясь вполне в момент произнесения просительных слов той жемолитвы: "сотвори хлеб сей честное тело Христа Твоего, а еже в чаше сей- честную кровь Христа Твоего, преложив Духом Твоим святым, аминь". Поучению римской церкви пресуществление совершается в момент произнесенияслов Христовых, которыми была установлена Е., а не во время призыванияна св. дары Св. Духа. Правосл. церковь приобщает мирян под обоими видами- хлеба и вина; католическая церковь приобщает мирян лишь одного телаХристова, под видом хлеба. Таинство Е. может быть совершено только вхраме, во время литургии, или, по нужде (напр. если церковь сгорела иеще не отстроена вновь) - и в частном доме, но непременно на антиминсе. Н. Б.
Энциклопедия Брокгауза и Ефрона. — С.-Пб.: Брокгауз-Ефрон. 1890—1907.