- Догматизм
- Догматизм (от dogma, положение) - философский термин, обозначающийопределенное отношение к содержанию системы, а не самую систему. ПонятиеД. определяется главным образом двумя противоположными ему понятиями -скептицизмом и критицизмом. Вообще говоря, Д. называется попыткапостроить философскую систему без предварительного исследованияпознавательных способностей человека и без решения вопроса о том,насколько человек может постичь цели, т. е. познать истину. Всякийчеловек по природе догматик, ибо верит в возможность нахождения истиныдо тех пор, пока не убедится в тщете своих усилий; таким образомфилософия в своем начале необходимо догматична. Неудачные попыткимиропонимания создают скептицизм, отрицающий возможность истинногопонятия, причем скептицизм свои доводы берет частью из прошлогофилософии, частью из рассмотрения природы самого разума. Перваякатегория доводов не опасна, ибо очевидно, что неудача философии впрошлом не заключает в себе причины, почему бы ей не достичь успешнеесвоей цели в будущем. Вторая категория доводов против Д. тоже не опасна,ибо скептицизм, ополчаясь на мышление, не имеет иного орудия, как самомышление, поэтому самым своим существованием опровергает то, что желаетдоказать. Вот почему в новой философии скептицизм не играет никакой ролии торжествует догматизм; но в лице критицизма вырос новый и болееопасный противник Д. Критицизмом называется направление немецкойфилософии, родоначальником которой считается Кант. Прежде чем строитьфилософскую систему, необходимо подвергнуть критике нашу познавательнуюспособность, - задача, которую решает Капт в Критике чистого разума.Результатом анализа Канта является невозможность метафизики, познанияпредметов самих по себе, и утверждение, что мы познаем лишь явления,закономерность в которых принадлежит не явлениям, а познающему субъекту.Хотя критицизм, подобно скептицизму, ограничивает претензиичеловеческого познания, однако по своей природе критицизм вполне отличенот скептицизма и ближе к Д. Критицизм выдвигает только из основных задачфилософы теорию познания и утверждает ее преимущественное значение вряду философских вопросов. Самый критицизм Канта вовсе не настолькоотличается от философии Локка и Юма; чтобы можно было в нем видетьродоначальника нового направления. Что критицизм по своей природе естьдогматическое направление - это доказывается историей; критицизм Кантавесьма быстро и логически правильно выродился в Д. Шеллинга в Гегеля. Э. Радлов.
Энциклопедия Брокгауза и Ефрона. — С.-Пб.: Брокгауз-Ефрон. 1890—1907.