- Дажбог
- Дажбог или Дажьбог - божество славяно-русской мифологии, упоминаемоев начальной летописи под 980 г., в Ипатьевской лет. (изд. арх. ком.,52), в Новгородской (id. стр. 29) в пергаментном списке Пролога (см."Чтения" 1846 г. № 2, статья Бодянского). Значение Д. определяетсявставкой из византийского хронографиста Малалы в Ипатьевскую летоп. под1114 г. (изд. арх. ком. стр. 200): "И по сем царства сын его (Сварога),именем Солнце, его же наричют Дажьбог... "Солнце царь, сын Сварогов, ежеесть Дажьбог, бе бо муж силен" и т. д. Так как в греческом оригинале мыздесь имеем Гелиоса, то солнечный характер Д., повидимому, вне сомнения.Есть в другие указания на его родственные отношения: в Слове Христолюбцасказано о русских язычниках: "И огневи молятся, зовут еге Сварожичем"; в"Слове о полку Игореве" русские два раза называются внуками Дажьбога.Огонь и солнце, являются братьями, а витязи - потомками солнца едва лине во всех родственных мифологиях. Значению соответствует и долго бывшеев ходу толкование имени: дажь - прилаг. от даг, готск, dags (нем. tag -день) от скр. корня dagh - жгу. Но Kpeк ("Einleitung etc." стр. 103,прим. 3) и после него с большим количеством аргументов Ягич("Mythologische Skizzen" в Archiv f. Slav. Philologie" за 1881 г. т. V,стр. 11) отвергают такое производство. В Д. Ягич видит слож. повел.накл. от глагола дати (ц. слав. даждь) и существительного бог;следовательно Даждьбог значит бог дающий или бог-податель, что вполнеподходит к богу солнца. Некоторое сомнение является относительноподлинности Д., как отдельного божества: 1) Симарьгл и Мокошь, рядом скоторыми он стоит в начальной летописи, более чем подозрительны; 2)Ягичне без некоторого основания заподозрил и отца Дажьбога, самого Сварога;3) Хорс, от имени которого Д. в начал, летописи не отделен союзом и,тоже есть солнечный бог, как это явствует и из "Слова о полку Игореве".Дажьбог, может быть, нечто иное, как эпитет, который позднее становитсясинонимом. Предполагалось также, что Д. не встречается у славян южных.Последнее обстоятельство, в связи с неудовлетворительностью славянскойэтимологии имени, заставило Гедеонова ("Варяги и Русь" I, 350 - 1), а заним и Фаминцына ("Божества славян" стр. 207 и след.), производить его ссевера; Гедеонов ведет его от вендов из земли Оботритов, а Фаминцынсчитает его прямо скандинавским божеством (хотя скандинавская мифологиятакого не знает), усвоенным русскими славянами от их варяжских князей.Ягич указал, однако, сагу (напечатана Новаковичем в журн. "Vila"),свидетельствующую, что Д. в форме Дабог был известен у южных славян ипользовался таким уважением, что под влиянием известной дуалистическойереси обратился в сатану и стал врагом Господа и владетелем земли;только Сын Божий победил его и лишил этой власти. Это очень важноесвидетельство в пользу Д., который, до указания новых данных, остаетсяодним из наименее сомнительных божеств наших языческих предков. А. Кирпичников.
Энциклопедия Брокгауза и Ефрона. — С.-Пб.: Брокгауз-Ефрон. 1890—1907.