- Гумплович
- Гумплович - (Людвиг Gumplovicz) - род. в 1838 г.; поляк попроисхождению, профессор государственного и административного права вграцском унив. В целом ряде сочинений - "Race u. Staat" (В., 1875); "DasRecht des Nationalitaten и. Sprachen in Oesterreich Ungarn" (Иннсбр.,1879); "Rechtsstaat u. Socialismus" (т. же, 1881); "Der Rassenkampf" (т.же, 1883); "Grundriss der Sociologie" (В., 1885; есть более полноепольское издание); "Sociologie n. Politik" (Лпц., 1892); "Diesoziologische Staatsidee" (Грац, 1892) - Г. высказал оригинальныевзгляды на основные вопросы государствоведения, которое в его учениисливается с социологией. Его воззрения сложились главным образом подвлиянием идей новейшего естествознания, взглядов социалистов и Штейна наобщество и некоторых мнений Дюринга и Иеринга. Г. - решительный монист.История человечества, в его глазах - естественный процесс, совершающийсяпо определенным, неизменным законам. Элементами, подчиненными такимнеизменным законам, являются этническая и социальные группы. Исходныйпункт социологического учения Г. - теория полигенизма, множественногопроисхождения человеческого рода. социальная эволюция начинается там,где одна первичная социальная группа - орда (primitive Horde) -сталкивается с другой такой же группой. Эти столкновения приводят,наконец, к покорению слабой группы сильною. Господство одной социальнойгруппы над другой должно быть известным образом организовано. Такойорганизацией является то, что мы называем государством. Государство естьорганизация господства меньшинства над большинством. Семья,собственность, право возникают в государстве, как его создания. Междуправами государственным и частным Г. проводит глубокое качественноеразличие. Частное право есть совокупность норм, установленныхгосударством; государственное право есть факт, оно, так сказать -самогосударство. Возникая в государстве, право носит на себе следытакого происхождения: всякое право есть порядок неравенства (eineOrdnung der Ungleichheit). Исходя из такого воззрения на право, Г.относится отрицательно к теории "правового государства" (Rechtsstaat),социализм же считает лишь дальнейшим логическим развитиемнесостоятельных принципов свободы и равенства, лежащих в основе теорииправового государства. Перед человечеством всегда является такаяальтернатива: или признать государство, которое по своей природе естьорганизация господства в основано на неравенстве, или согласиться наанархию, которая невыносима для культурного общества. Национальность, помнению Г. - также создание государства; она не обусловливается ниобщностью языка, ни единством происхождения. Г. - безусловный противникприложения "юридического метода" к государственному праву: "юридическойконструкции" государства он не признает. Отождествив то, что Л. Штейнназывал обществом, с государством, Г. вполне сошелся во взгляде нагосударство с представителями историкоэкономического материализма,Марксом и Энгельсом, хотя их экономическое понимание истории осталосьему чуждым. Ставя фактор политический на первое место, Г. скорееприближается к Дюрингу в понимании исторического процесса. Слабуюсторону работ Г. составляет та смелость, с которой он рискованныеобобщения выдает за "социальные законы". Вообще, словом "закон" Г.положительно злоупотребляет, смешивая сплошь и рядом закон с принципом.В Германии взгляды Г. не пользуются сочувствием; из немецких публицистовтолько на Lingg'е, ("Empirische Untersuchungen zur allgemeinenStaatslehre" B., 1890) обнаруживается более или менее ясное влияние идейГ. Из русских публицистов проф. А. Л. Блок принимает "с некоторымипоправками" определение государства, данное Г. ("Политическая литературав России и о России", Варшава, 1884, стр. 24). Труды Г., относящиесяспециально к австрийскому праву, кроме вышеназванной книги "Das Recht'der Nationalitaten etc.", лишены самостоятельного научного значения:"Verwaltungsiehre mit besonderef Berucksichtigung desosterreichischenVerwaltungsrechtes" (Иннсбр., 1882); "Einleitung in dasoesterreichische Staatsrecht" (Б., 1879) - живой очерк образования иразвития Австро-венгерской монархии; "Das. osterreichische Staatsrecht"(В., 1891) - систематическое изложение австрийского и венгерскогогосударственного права и австрийского административного права. В русскойлитературе. о Т. ср. Кареев, "Сущность исторического процесса и рольличности в истории" (СПб., 1890, 165 - 179) и Чижов, "Право и егосодержание по учению Л. ф. Штейна" (Одесса, 1890, 333-343). П. Струве.
Энциклопедия Брокгауза и Ефрона. — С.-Пб.: Брокгауз-Ефрон. 1890—1907.