- Гаррик
- Гаррик (Давид Garrick) - знаменитый англ. актер, род. в 1716 г.; былфранц. происхождения: его дед, после отмены Нантского эдикта, бежал вАнглию. Очень рано обнаружились сценические способности Г.; нопрактические соображения отца побудили его отправить Давида в Лиссабон,к дяде - виноторговцу. Эта занятие пришлись не по сердцу Г.; он скоровернулся в Англию, но и дальнейшие старания капитана Г. направить сынана "солидный" путь остались бесплодными. В 1741 г. Г. выступил вЛондоне, на маленькой сцене театра Гудманфильдс; дебют его в ролишекспировского "Ричарда III" сразу доставил ему известность. Сценическаяреформа Г., сущность которой состояла в уничтожении ходульности иискусственности и замене их жизненной правдой, увенчалась полнымуспехом, несмотря на энергическое, даже озлобленное противодействиерутинеров и первоначальное недоумение публики в виду еретическогоновшества. Гаррику восторженно рукоплескали как в трагических, так ичисто комических ролях; талант его поражал столько же разнообразием,сколько силою. Он скоро получил ангажемент на знаменитую сценудрюриленского театра, где гениально создал роли Лира, Гамлета, Макбета,Отелло, потом перешел на не менее знаменитую ковентгарденскую сцену, а в1747 г. сделался директором дрюриденского театра. Тридцатилетний периодуправления его этой сценой был временем ее полного процветания.Предприняв путешествие на материк, Г. был в Париже, в салонах которогослужил предметом поклонения и восторгов самого избранного общества;объехал почти всю Италию, и едва не попал в Петербург, куда приглашалаего на несколько представлений императрица Екатерина II. В 1776 г. Г.сошел окончательно со сцены. Три года, прожитые им после того, быливсе-таки посвящены театру: он присутствовал на репетициях выдающихсяпьес, давал советы актерам, помогал неимущим между ними. О степениобщего уважения к Г. может дать понятие следующий пример: Г. зашелоднажды в парламент в то время, когда туда не впускались посторонние, ина этом основании его попросили было удалиться; но знаменитый Борк,заметив это, воспротивился удалению человека, "которому все членыпарламента были столь многим обязаны, в руках которого была пальмакрасноречия, в чьей школе они приобрели искусство говорить и узналиосновные правила ораторского искусства". Умер в 1779 г. и похоронен вВестминстерском аббатстве, около статуи Шекспира. Великий как актер, Г. приобрел себе в истории театра бессмертное имяи как преобразователь английской сцены, указавший на художественнуюправду, как на первый и основной закон сценического творчества. Оносуществил на театральных подмостках то, что сделал в драматическойпоэзии предмет его благоговейного поклонения - Шекспир, произведениякоторого нашли в Г. первого истолкователя, уяснившего в них многое лучшеученых комментаторов поэта. Г. был очень образованный человек ипорядочный драматический писатель, произведения которого неоднократнодавались на сцене в его время. Наиболее известная биография Г.,написанная скоро после его смерти, принадлежит Murphy, "Life ofGarrick"; ценна биография Фитцджеральда; на русском языке ср. Полнера,"Гаррик. Его жизнь и сценическая деятельность" (СПб., 1891, изд.Павленкова). П. Вейнберг.
Энциклопедия Брокгауза и Ефрона. — С.-Пб.: Брокгауз-Ефрон. 1890—1907.