Вишну

Вишну
Вишну (Vishnu - деятельный, от корня vish - действовать, бытьдеятельным) - одно из важнейших индусских божеств. Первоначально (вРигведе) В. - бог солнца, олицетворение солнца как животворной силыприроды, играет второстепенную и подчиненную роль. Когда в Ригведепризывается солнце, как верховное божество, то обыкновенно ононазывается иначе, напр., Савитри, Рогита (красный), Сурья, Адитья. В этуэпоху В. приписывается только один великий подвиг: в три шага онпроходит все воздушное пространство, что очевидно является мифическойпереработкой солнца, совершающего свой дневной путь. Шаги В.представляют собой восход, зенит и заход солнца. Особенно прославляетсяв гимнах Ригведы высшая точка этого солнечного пути. Весьма часто вРигведе В. упоминается вместе с Индрой; вместе их призывают наприготовление священного напитка Сомы, и вместе они бьются противоблачного демона Вртра (Vritra). В. упоминается также часто рядом сПушаном (Pushan - произрастающий, питающий) - тоже одним изолицетворений солнца. В многочисленных легендах, составляющихзначительную часть содержания так называемых Брахман (Brabmanas), тожене замечается стремление возвысить или переработать как-нибудьмифический образ В. Здесь с большими подробностями рассказывается миф охождении В. по воздуху. В. отождествляется с жертвой и, наконец, емуприписывается насильственный конец (весьма естественный у солнечногобожества). Возможно, что различные индусские племена почитали каждоесвоего солнечного бога. Таким образом естественные всего объясняется топредпочтение, которое оказывали В. племена долины Ганга. С наступлениемэпохи индийского средневековья (600 г. до Р. X.) начинается мало помалупроцесс слияния В. с другими народными божествами, особеннопочитавшимися у разных народов долины Ганга. Имена этих божеств сталивпоследствии прозвищами В. (Гари - Hari, Джанардана - Janardana, Васудева - Vasudeva или Пурушоттама -Purushottama). В древнейших буддийских памятниках имя В. еще невстречается. Вместо него встречаем имя Нараяна (Narayana), впоследствиитакже одно из прозвищ В. Нараяна же тождествен с Брахмой Сваямбху(Svayambhu - самобытный), Таким обр. позднейший, средневековой В.является результатом слияния в одном образе ведийского солнечного В.,разных местных божеств и брахманического НараяныБрахмы. Весьма вероятно,что этот процесс не обошелся без сознательного участия брахманов,желавших противопоставить что-нибудь молодому буддизму,распространявшемуся быстро и могуче. Превращение кроткого иблаготворного ведийского В. в великое пантеистическое, верховное надвсеми богами божество совершилось, вероятно, в течение первых вековпосле смерти Будды, т. е. около VI - V вв. до Р. X. Дальнейший фазис в истории В. составляет принятиетак называемых воплощений его или Аватар (Avatara = сошествие, отava+tar = сходить). Прежде всего произошло отождествлено В. с любимыминародными героями Кршной (Krishna = черный) из эпоса Магабхараты и Рамой(Rama - темный, черный, красивый (из эпоса Рамаяны, которые сталипредставляться как воплощения В. Весьма возможно, что мотивом дляпринятия догмата об Аватарах служило желание выставить равносильноеоружие против буддистов, учивших, что Будда раньше был богом и сошел наземлю в лоно Майи (Мауа), чтобы родиться снова и достигнуть еще болеевысокой степени. Мало помалу В. становится великим пантеистическимбожеством. Все остальные боги уступают ему место или сливаются с ним. ВМагабхарате он изображен так: "в нем, господине всех существ,заключаются все существа - его свойства, как нанизанные на шнурокдрагоценные каменья; на нем покоится все существующее и несуществующее.Гари, тысячеголовый, тысяченогий, тысячеглазый блестит тысячей лиц; он,бог, превышающий все, самый малый из малых, самый обширный из обширных,самый великий из великих, самый выдающийся из выдающихся, есть душавсех; он, всеведущий, всезнающий, есть создатель всего; в нем плывутмиры как птицы в воде; В. не имеет ни начала, ни конца, он источниксуществования всех существ. От тысячерукого В., главы и повелителя мира,произошли все существа в начале времен, с него они вернутся при концевремен. Гари есть вечный дух, блестящий как золото, как солнце набезоблачном небе. Брахма возник из его тела и живет с прочими богами вего теле; небесные светила - волосы его главы. Его, бога с глазами как лотос, прославляет вечныйБрахма, ему молятся боги". В знаменитом эпизоде Магабхараты -Бхагавадшта, В. представлен досягающим до неба, с массой голов, рук иглаз, без начала, средины и конца, вмещающим в себе бесконечноемножество разных тел и форм. Все боги и твари, все мудрецы древности ивсе герои, небесные драконы и даже сам Брахма совмещены в необъятном,неизмеримом теле В. Число воплощений В. принимается в разное время и вразных местах различно: от десяти до двадцати. Самые важные: 1)Матсья-Аватара (Matsya=рыба): В. во время великого потопа превращается врыбу и тащит за собой корабль благочестивого царя Сатьяврата(Satyavrata) к одной из вершин Гималая, где он останавливается,способствуя этим сохранению жизни на земле. 2) Курма - A. (Kurma -черепаха) - глубоко древний миф о пахтанье мирового океана: В. в образечерепахи ставит себе на спину гору Мандара; боги и демоны привязывают кней вместо каната змею Васуки (Vasuki) и вертят ее как мутовку в море,пока из него не начинают появляться разные чудесные вещи: апсарасы -нимфы, белый мифический конь, драгоценный камень, корова изобилия, дажелуна и наконец врач богов Дханвантари с напитком бессмертия Амрта(Аmirata = амброзия). 3) Варага=А. 4) Нрсинха =А. (Nrisimba = А.): В. вобразе получеловека, полульва раздирает своими лапами злого демонаГираньякашипу (Hiranyakacipu). 5) Вамана=А. 6) Парашурама=А. (Paracurama= Рама с топором): В. уничтожает надменных и дерзких кшатриев, чемпрекращает продолжительные распри между кастами брахманов и воинов. 7)Рамачхандра = А. (Ramachandras): В., под видом Рамы, совершает поход наЦейлон, прославленный в Ралаяне. 8) Воплощение в образе Кршны (Krishna),пользовавшееся особым почитанием. Даже Будда, по позднейшему учениюбрахманов, есть одно из воплощений В. (девятое). При этом В. имел в видуистребить в конец злых и испорченных людей и демонов, которые подвлиянием Будды разрешили закон каст и поклонение богам. Десятое ипоследнее воплощение В. - Кальки = A. (Kalki) ожидается в будущем. КогдаМир окончательно погрязнет в пороках, священные писания потеряют свойавторитет и жизнь людская будет продолжаться только 23 года, явитсяснова В., и век зла - Калиюга (Kaliyuga) сменится эпохой добра исовершенства - Кртаюга (Kritayuga). Вишну изображается обыкновенно счетырьмя руками, с палицей и диском, верхом на птице Гаруда (Garuda -первично солнечная, жар-птица). Его супруга - Шри (Cri - красота, блеск)или Лакшми (Lakshmt = счастье, богатство, красота) - богиня красоты исчастья. Культ В. В течение cредних веков приобретал все больше и большезначения. Бесчисленные храмы в Индии, посвященные ему до сих пор, имиллионы его поклонников - вишнуитов (Vaishnavas) свидетельствуют обэтом. С. Булич.

Энциклопедия Брокгауза и Ефрона. — С.-Пб.: Брокгауз-Ефрон. 1890—1907.

Игры ⚽ Нужна курсовая?
Синонимы:

Полезное


Смотреть что такое "Вишну" в других словарях:

  • ВИШНУ — (индийск. wischnu проницатель, всемирное оживляющее начало). Одно из трех лиц верховного божества у индусов. Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка. Чудинов А.Н., 1910. ВИШНУ индийск. Wichnu, проницатель, вероятно эфир, как… …   Словарь иностранных слов русского языка

  • Вишну — Вишну. Фрагмент барельефа. Паршванатх Кхаджурахо. (Индия) II век. ВИШНУ, в ведической религии божество, в брахманизме и индуизме великий бог охранитель. В средние века Вишну почитался в основном в его аватарах (воплощениях) образах богов и героев …   Иллюстрированный энциклопедический словарь

  • ВИШНУ — в ведической религии божество; в брахманизме и индуизме Вишну великий Бог охранитель. В средние века Вишну почитался в основном в образах Кришны и Рамы его аватарах …   Большой Энциклопедический словарь

  • ВИШНУ — (др. инд. Visnu), один из высших богов индуистской мифологии, составляющий вместе с Брахмой и Шивой т. н. божественную триаду тримурти. В ведийских гимнах В. занимает сравнительно скромное место, хотя и входит в число основных божеств (см.… …   Энциклопедия мифологии

  • ВИШНУ — ВИШНУ, в ведической религии божество, в брахманизме и индуизме великий бог охранитель. В средние века Вишну почитался в основном в его аватарах (воплощениях) образах богов и героев Кришны, Рамы и др …   Современная энциклопедия

  • вишну — Брахма, Джагернаут, хранитель, Шива, Тримурти, Джаттернаут Словарь русских синонимов. вишну сущ., кол во синонимов: 7 • бог (375) • брахма …   Словарь синонимов

  • Вишну — Статья по тематике Индуизм История · Пантеон Направ …   Википедия

  • Вишну — неизм.; м. [с прописной буквы] В индуизме: бог хранитель, один из божественной триады (наряду с Брахмой и Шивой); солнечное божество. * * * Вишну в ведической религии божество; в брахманизме и индуизме Вишну  великий Бог охранитель. В средние… …   Энциклопедический словарь

  • Вишну — Одно из трех главных индуистских божеств (Брахма, Вишну, Шива). Источник: Религиозный словарь     (Санскр.) Вторая ипостась индусской Тримурти (троицы), состоящая из Брамы, Вишну и Шивы. От корня виш, всепроникать . В Риг Веде Вишну не является… …   Религиозные термины

  • Вишну — (Vishnu) В Пуранах говорится, что после того, как Брахма сотворил мир, он узрел его безжизненным и недвижным, и стал молиться, взывая о помощи, после чего в мир вошел Вишну ( виш входить ) и наполнил его жизнью. Эта жизнь воплотилась в форме… …   Словарь йоги


Поделиться ссылкой на выделенное

Прямая ссылка:
Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»