- Вагон
- Вагон. - Для передвижения пассажиров и грузов по железным дорогамслужат нижняя, ходовая часть В., или тележка, состоит из рамы и колес, аверхняя - кузов, из платформы, которая может быть открытою илиснабжается боками и полным прикрытием (стенами и крышей). По назначениюВ. разделяются на пассажирские и товарные, различающиеся размерами иустройством кузова. Пассажирские В. разделяются на три класса, различающиеся большею илименьшею роскошью отделки, степенью совершенства устройства ходовой части(тележки) и зависящим от этого спокойствием движения, а также и числоммест для пассажиров. Наименьшая длина кузова пассажирского В. составляет25 фут. (7,6 метр.), а наибольшая достигает до 60 фут. (18,3 метр.).Наружная ширина кузова, на наших дорогах 11,2 фут. (3,4 метр.), авнутренняя немногим более 10 фут. (3 метр.). число пассажиров на единицуплощади В. для I, II и III классов точно не определяется, но оно почтипропорционально цифрам 3, 4, 5 на 1 кв. сажень (4,55 кв. м.). В В. IIIкл. приходится обыкновенно 8 человек, а потому во II классе будет около6,4, а в I кл. около 4,8. В пассажирских В. длиною в 30 фут., вычитая поодной квадратной сажени на помещение для печки, уборной и ретирада,получится в III, II и I кл, 40, 32 и 24 места. В особенно удобных В.первого класса, каковы так называемые пульмановские вагоны, длиною до 56футов, имеющие всего шесть отделений (купе) по четыре места в каждом,приходится на 1 кв. сажень всего 2 пассажира с небольшим. Преждепассажирские вагоны разделялись поперечными перегородками на отдельныекупе с выходами прямо наружу; при этом поездная прислуга, обходя вагоныдля проверки билетов во время движения поезда, должна была держатьсяснаружи вагона за особый поручень. Это, однако, небезопасно и поэтомуныне вагоны устраиваются почти везде проходными, или же проверка билетовпроизводится исключительно на станциях. На дорогах очень длинных, и при большом пассажирском движении имеютсяпульмановские вагоны, так называемые салонные, в которых имеются общиегостиные, столовые, читальни, буфет, кухня, ванные комнаты и прочиеудобства, что дает возможность пользоваться быстрым движением безостановок на станциях. В таких вагонах каждый пассажир имеет своюпостель. Вообще ныне при устройстве новых вагонов I и II классовстремятся к тому, чтобы ночью было по возможности больше мест дляспанья. Забота об этом простирается и на вагоны III класса, по крайнеймере на малых дорогах. Особых механических вентиляционных приборов для возобновления воздухав вагонах не устраивают, а пользуются движением самого поезда. В летнееи теплое время вентиляция достигается открытием окон с подветреннойстороны, или же устраивают над окнами отдушины, снабженные с наружнойстороны щитком, который может быть установлен так, чтобы наружный воздухнаправлялся во внутрь вагона во время движения поезда, или действовалкак ежектор, вытягивая из вагона испорченный воздух. В этом последнемслучае приток свежего воздуха происходит чрез щели окон и дверей. Дляэтой же цели помещаются на потолке В. отдушины, закрываемые изнутривинтовым щитком, и продолжающиеся над крышей вагона невысокой трубой сподвижным верхним коленом, которое устанавливается всегда так, чтобынаружный воздух, при движении поезда, мог действовать как ежектор,вытягивая изнутри вагона испорченный воздух. Освещение вагонов производится свечами, масляными лампами, газом инаконец электричеством. Свечи весьма удобны, но дороги; растительные масла легко дают запах икопоть и дороже минеральных масел. Керосин часто употребляется, нотребуется для безопасности от огня, чтоб температура вспышки была около100
Энциклопедия Брокгауза и Ефрона. — С.-Пб.: Брокгауз-Ефрон. 1890—1907.