- Вавилонское
- Вавилонское столпотворение. Библия рассказывает о построениипослепотопными людьми башни в Вавилоне, которая, по предположениюстроителей, должна была достигнуть неба (Быт. XI, 1-9). По библейскомурассказу и позднейшим иудейским преданиям, виновником предприятия былНимрод. Основав сильное государство, он возгордился первым успехом изадумал основать всемирную монархию, вопреки воле Божией, определившейпотомкам Хама (к которым принадлежал Нимрод) быть рабами других. И вот,с этою целью, в знак своего могущества и в качестве центра всемирнойвласти, хамиты порешили построить "башню вышиною до небес". Предприятие,таким образом, было не только безумное и неисполнимое, но и противноебожественному предначертанию. Поэтому, когда закипела работа, обжигалиськирпичи и заготовлялась земляная смола, Господь порешил покаратьстроителей. Он смешал язык их так, что они перестали понимать друг другаи не в состоянии были продолжать постройки, а затем мало помалурассеялись по всей земле. С археологической точки зрения библейский рассказ был предметоммногих исследований, имевших целью определить, какая из вавилонскихразвалин наиболее соответствует признакам Нимродовой башни. Такихразвалин около города Гиллы, расположенного на месте древнего Вавилона,несколько. Первый серьезный исследователь вавилонских развалин,Роулинсон, полагал, что остатки вавилонской башни нужно искать вНиффере, верстах в 140 к юго-востоку от Гиллы, где находится массакирпичей, цементированных земляной смолой, как именно и говорится вБиблии. Но это мнение, не находящее себе подтверждения в авторитетныхсвидетельствах древних писателей, оставлено, и теперь мненияисследователей разделяются между двумя другими развалинами, имеющимигораздо более права на отождествление с Вавилонской башней. Одна из этихразвалин находится к северу от древнего Вавилона и доселе известна уместных арабов под именем Бабиль, а другая к юго-западу от него, направом берегу Евфрата, и называется у арабов Бирс-Нимруд, т.е. БашняНимрода. Обе развалины грандиозны и показывают, что на построение этихсооружений пошла невообразимая масса труда и миллионы кирпичей. Особенновеличественно из них последнее, и так как арабское название его прямосовпадает с библейским указанием на Нимрода, то большинствоисследователей склоняются к отождествлению этой именно развалины сВавилонской башней. В пользу того же мнения говорит одна клинообразнаянадпись Навуходоносора, в которой заявляется, что царь, найдя в Борсиппе(пригороде Вавилона) развалины башни семи светил, возобновил ее. Внастоящее время БирсНимруд представляет собою обнаженный холм, имеющий235 футов вышины. На первый взгляд это простой земляной холм, нораскопки показали, что это остаток построенного из кирпича здания. Навершине холма, в виде обветшалого замка, стоит остаток башни, на 40футов выдающийся над общей массой развалин. По описанию Геродота (I,181) Бирс-Нимруд (храм Бела) имел в своей основе стадию в ширину и длину(более 600 футов), а по свидетельству Страбона - столько же в высоту. Поприблизительному расчету Роулинсона, такая постройка должна былапотребовать не менее 35 милл. кирпичей самого большого размера. Обогромности развалин можно судить по тому, что Александр Великий, с цельювосстановить здание, в течение двух месяцев употреблял 10000 человек дляудаления только мусора, который обрушился с нее в его время. По библейскому воззрению, сначала все люди говорили одним и тем жеязыком. Это было великое благо, так как делало беспрепятственнымивзаимные сношения между ними; но они злоупотребили этим благом, и внаказание Бог смешал их языки, так что они перестали понимать друг другаи из их разных говоров образовались впоследствии разнородные языки.Разноязычие, по библейскому воззрению, есть, следовательно, наказаниеБожие, наложенное на людей с целью затруднить сношения их между собою,так как, в силу греховной наклонности сердца человеческого, подобнымисношениями люди по преимуществу пользуются ко злу. В связи с библейскимвоззрением находится новозаветное сказание о том, что, когда, с цельюраспространения христианства, требовалось устранить препятствие,представляемое разноязычием для проповеди различным народам, тоапостолам дан был дар языков, т. е. восстановлена была некогда отнятая улюдей способность понимать общечеловеческий язык (Деян. II, 2 - 11). Сказание о вавилонском столпотворении, с сопровождавшими егопоследствиями, сохранилось и в преданиях других народов - и прежде всегоу самих вавилонян. Об этом уже можно было судить по свидетельству двухгреческих писателей, черпавших свои сведения о Вавилонии из туземныхисточников - Полигистора и Абидена, из которых первый передаетвавилонское предание в форме весьма близкой к библейскому сказанию. Но внедавнее время открыты подлинные вавилонские плиты, находящиеся теперь вБританск. музее. Хотя плиты эти сильно повреждены, однако клинописьсохранилась настолько, что можно воспроизвести общий смысл текста. В немговорится, что Вавилон склонился ко греху, большие и малые в немприступили к построению какой-то твердыни, но Бог в гневе своем порешилнавести на них страх, сделал странным их язык и тем затруднил дальнейшийуспех дела ("Records of the Past", VII, 131 и 132). Отголоски того жепредания сохранились у египтян, которые рассеяние народов приписываливозмущению нечестивых людей против богов; у греков, сохранявших преданиеоб аккадах, возымевших некогда гордую мысль при посредстве великой башнипроникнуть в жилище богов, и даже в Новом свете - у мексиканцев и разныхиндейских племен. Литература. Ср. Lucken, "Traditionen des Menschengeschlechts" (.1869); Lenormant, "Origines de l'histoire"; в русской литературе: А.Лопухин, "Библейская история при свете новейших исследований и открытий"(т. I, 214 - 230); Н. Астафьев, "Вавилоно-Ассирийские древности" (стр.57). А. Лопухин.
Энциклопедия Брокгауза и Ефрона. — С.-Пб.: Брокгауз-Ефрон. 1890—1907.