- Адонис
- Адонис - по старинному сказанию, сын Ассирийца или Финикийца Феияса,а может быть и Кинира, происходившего из Сирии и основавшего на КипреПафос. Кинир произвел его, в неведении, от собственной дочери Мирры илиСмирны, возгоревшей к нему любовью по наущению Афродиты; когда отец,узнав о совершенном им преступлении, хотел убить дочь, боги превратилиеё в мирровое дерево и из негото через 10 месяцев явился на свет А. Закрасоту его тотчас же полюбила Афродита и отдала тайно Персефоне насохранение; Персефона не пожелала однако потом возвратить его; тогдаАфродита обратилась с жалобой к Зевсу, который и решил спорь тем, чтоодну треть года А. должен был проводить у Афродиты, одну у Персефоны, апоследней третью мог располагать по своему усмотрению. Но еще юношей А.был убит на охоте вепрем. По другому варианту, спор между богинямивозник лишь по смерти А., из крови которого произошла роза. Этот частоизменявшийся и варьированный греческими поэтами миф, точно также, как икульт А., финикийско-сирийского происхождения. На это есть намеки и всамом сказании, на это указывает и слово А., которое означает"господин". В особенности же культ А., как божества природы, был силен вБиблосе и его окрестностях, а также и на Кипре. Отсюда культ этотперешел к Грекам, которые, превратив А. в полубога, из азиатского мифасоздали поэтическое сказание; но основные черты культа сохранились и вГреции. Празднество A. (Adonia), которое главным образом относилось ксмерти прекрасного, оплакиваемого Афродитой, юноши, происходилоежегодно, большею частью в июле или же весной и состояло из двух частей:во время первой оплакивалась смерть А., во второй с радостьюпраздновалось его возвращение к Афродите. В Библосе, где Адониипраздновались с особенной роскошью, выставлялось сначала изображение А.при жалобном пеши, с соблюдением всех погребальных обрядов; затемследовало радостное празднование по случаю возвращения А. изпреисподней. В Греции, особенно в Афинах, где в Адониях принималиучастие преимущественно женщины, они были проще. Кроме всего этого, вАдониях играли роль также так наз. Адонисовы сады. Это были наполненныеземлей глиняные сосуды или корзины, в которых были посажены скорораспускающиеся, но тотчас же и увядающие растения; этим символическиизображалась недолговечность расцвета в природе и жизни, живым примеромкоторой и является судьба А. Празднество А. при александрийском дворе,где сначала чествовали юного прекрасного А., а затем оплакивали смертьего, но с надеждой на возвращение, описано Феокритом в его прелестномстихотворении "Адониацузы". Культ А. происхождением своим обязан переменам в жизни природы,расцветающей под живительными лучами весеннего солнца и увядающей летомот жары (на Востоке) и зимой; в культе этом высказывается горе поутраченной природой красоте, с надеждой в тоже время на пробуждениеприроды. Существуют изображения раненного А. в виде статуи и прекрасногомраморного рельефа. Кроме того, мне об А. и Адонии увековечены картинамина стенах, изображениями на зеркалах, саркофагах, и на несколькихпрекрасных вазах. Ср. О. Ян, "Archaol. Beitrage" (Берлин, 1847); Бругш"Die Adonisklage und das Linoslied" (Йерлин, 1852), Мантардт "AntikeWald und Feldkulte ans nordeurop. Ueberlieferung eriautert" (Берлин,1877). Как название красивого мужчины, имя А. употребляли уже Греки.
Энциклопедия Брокгауза и Ефрона. — С.-Пб.: Брокгауз-Ефрон. 1890—1907.