- Администрация
- Администрация - государственная деятельность по управлениюгосударством, отличающаяся, и по задачам и по средствам, от деятельностизаконодательной и судебной, но в некоторых областях вступающая в самыеблизкие отношения и к законодательству и к суду. Значительно различаясьпо объему и методам в различных государствах, в прямой зависимости отразличия государственного устройства, администрация везде имеетодинаковые задачи и цели: не только исполнять существующие законы, но ираспоряжаться для наилучшего и наивыгоднейшего для страны их исполнения.Не касаясь по существу судебной деятельности, поддерживаемая судом дляобеспечения исполнения всеми предоставленной ей законом власти инаправляемая судом для устранения произвола, администрация по некоторымобластям и вопросам получает судебную компетенцию. Существенное различиеадминистрации, как по количеству административных органов, так и пообъему вверяемых каждому из них дел и степени власти, зависит от складагосударственного управления, от способа сочетания двух систем управления- централизации и исторической системы. Две системы управления,централизация (взлелеянная Францией), при которой правительство все делоуправления берет на себя, давая все распоряжения из центра и поставляяповсюду подчиненных центру своих административных органов, и системаисторическая (широко развернувшаяся в Англии), при которой главнейшаячасть местной администрации вверяется местному самоуправлению, - нигдене осуществляется в полном и цельном виде, но представляет в каждом изевропейских государств то или другое сочетание. Способы сочетания этихдвух систем чрезвычайно разнообразны и подвергаются изменениям, как вобщем и цельном направлении, так и в отдельных областях и ветвяхуправления. Степень удачи такого сочетания соответствует и степенидобротности администрации. Но кроме этого условия, способа сочетаниясистем централизации и исторической - местного самоуправления,администрация находится в прямой зависимости от следующих условий: 1) отстепени точности постановления в законах распределения функций междуразличными ветвями государственного управления и очерчения компетенциикаждого органа управления; 2) от порядка возбуждения ответственностиадминистративных органов, и 3) от количества подготовленных в странелиц, на которых правительство и общины могут возложить отправленияадминистративных обязанностей, и следовательно, от количества идостоинства обращающихся в обществе политических и юридических знаний.
Энциклопедия Брокгауза и Ефрона. — С.-Пб.: Брокгауз-Ефрон. 1890—1907.