- Борис
- Борис (в крещении Роман) Владимирович - любимый сын великого князяВладимира Святославича, Равноапостольного. По начальной Киевскойлетописи, он рожден от болгарыни и при втором разделе земель получил вудел Ростов, которым до того владел Ярослав. Раньше, как видно изприбавлений к некоторым спискам летописей, бывших в руках у В. Н.Татищева, Б. был дан Муром. Второй раздел произошел около 994 - 6 гг. Сэтого времени до 1015 г. в летописях о Б. нет никаких упоминаний. В 1015г. заболел Владимир, и Б. был призван в Киев. Вскоре по его прибытиистало известно о вторжении печенегов, и Владимир посылает его с дружиноюдля отражения их. Борис нигде не встретил печенегов и возвращаясьобратно остановился на реке Альте. Здесь он узнал о смерти Владимира и озанятии великокняжеского стола Святополком. дружина предложила ему идтина Киев и овладеть престолом. Но Борис не хотел нарушать святостиродовых отношений и с негодованием отверг это предложение, вследствиечего дружина Владимира покидает его и он остается с одними своимиотроками. Между тем Святополк, который извещая Б. о смерти отца,предлагал быть с ним в любви и увеличить его удел, отправил Путшу ивышегородских бояр для yбиения брата: симпатии к Борису народа и дружиныделали его опасным соперником Святополка. Путша с товарищами пришел наАльту, к шатру Борисову, ночью на 24 июля; услыхав пение псалмов,доносившееся из шатра, Путша решился обождать отправления Б. ко сну.Едва только последний, вдвойне опечаленный и смертью отца и слухами озлодейском намерении брата, окончил молитву и лег на свой одр, какворвались убийцы и копьями пронзили Б. и его слугу, родом венгра, именемГеоргия, пытавшегося защитить господина собственным телом. Еще дышавшегоБ. убийцы завернули в шатерное полотно и повезли. Святополк, узнав чтоон еще жив, послал двух варягов прикончить его, что те и сделали,пронзив его мечем в сердце. Тело Б. тайно было привезено в Вышгород итам погребено в церкви св. Василия. Так погиб Б., любимый сын Владимираи известный своею любовью к церковному пению и молитве, жертвою уваженияк родовым понятиям, еще в цветущей юности (около 25 л.). Вскоре же палот рук убийц, подосланных тем же Святополком, и брат Бориса - Глеб. Еготело также было погребено Ярославом (уже в 1019 г.) в церкви св.Василия. Память обоих страдальцев осталась для России священною. Русскиелюди и преимущественно княжеский род видели в них своих заступников имолитвенников. Летописи полны рассказами о чудесах исцеления,происходивших у их гроба, о победах, одержанных их именем и помощью(напр. о победе Рюрика Ростиславича над Кончаком, Александра Невскогонад немцами), о паломничестве князей к их гробу (напр. ВладимираВладимировича, кн. галицкого, Святослава Всеволодовича - кн.суздальского) и т.д. В 1071 году церковь включила их в число святых и стого времени утвердился праздник Бориса и Глеба 2 мая, день перенесенияих мощей в новую церковь, выстроенную кн. Изяславом Ярославичем вВышгороде. В 1115 г. их мощи вновь торжественно перенесены русскимикнязьями в построенную во имя Бориса и Глеба каменную церковь, вВышгороде. Впоследствии в честь них возникло много церквей и обителей вразных городах России. До половины XVI ст. летописец приводит более 20случаев построения церквей в честь их. Самый факт убиения служит длядревних летописцев любимою темою для отдельных сказаний, из которыхнаидревнейшие и наиболее полные приписываются преп. Нестору и черноризцуИакову. "Сказание о св. Борисе и Глебе", по сильвестровскому спискуиздано И. И. Срезненским, с предисловием издателя, в 1860 году. Влетописи под 1175 г. упоминается еще о мече Бориса, принадлежавшем в товремя Андрею Боголюбскому. В. Р.
Энциклопедия Брокгауза и Ефрона. — С.-Пб.: Брокгауз-Ефрон. 1890—1907.