Берлиоз Гектор Луи

Берлиоз Гектор Луи
Берлиоз (Berlioz) Гектор (Эктор) Луи (11.12.1803, Кот-Сент-Андре, Франция, ‒ 8.3.1869, Париж), французский композитор, дирижёр, музыкальный писатель. Член Института Франции (1856). Родился в семье врача, свободомыслящего, просвещённого человека. В 1821 Б. ‒ студент-медик, но вскоре, несмотря на сопротивление родителей, оставил медицину, решив посвятить себя музыке. Первое публичное исполнение произведения Б. («Торжественная месса») состоялось в Париже в 1825. В 1826‒30 Б. учился в Парижской консерватории у Ж. Ф. Лесюэра и А. Рейхи. Получив Римскую премию (1830) за кантату «Сарданапал», жил (как стипендиат) в Италии. Возвратившись в Париж (1832), занимался композиторской, дирижёрской, критической деятельностью. С 1842 много гастролировал за границей. С триумфом выступал как дирижёр и композитор в России (1847, 1867‒68).

Б. ‒ яркий представитель романтизма в музыке, создатель романтической программной симфонии. Искусство Б. во многом родственно творчеству В. Гюго в литературе и Э. Делакруа в живописи. Художник-новатор, Б. смело вводил новшества в области музыкальной формы, гармонии и особенно инструментовки (выдающийся мастер оркестровки), тяготел к театрализации симфонической музыки, грандиозным масштабам сочинений.

Творчество композитора отразило и свойственные романтизму противоречия: стремление к общенародности, массовости музыки уживалось у него с крайним индивидуализмом, героика и революционный пафос ‒ с интимными излияниями одинокой души склонного к экзальтации и фантастике художника. В 1826 была написана кантата «Греческая революция» ‒ отклик на освободительную борьбу греческого народа. С восторгом встретил Б. Июльскую революцию 1830 года; на улицах Парижа он разучивал с народом революционные песни, в том числе обработанную им для хора и оркестра «Марсельезу». В ряде крупных сочинений Б. нашла отражение революционная тематика: в память героев Июльской революции созданы грандиозный «Реквием» (1837) и «Траурно-триумфальная симфония» (1840, написана к торжественной церемонии перенесения праха жертв июльских событий). Однако Революцию 1848 Б. не понял. В последние годы жизни Б. все больше склонялся к академизму, абстрактной моральной проблематике: ораториальная трилогия «Детство Христа» (1854), оперная дилогия «Троянцы» по Вергилию («Взятие Трои» и «Троянцы в Карфагене», 1855‒59).

Стиль Б. определился уже в «Фантастической симфонии» (1830, подзаголовок ‒ «Эпизод из жизни художника»). Это известнейшее сочинение Б. ‒ первая романтическая программная симфония. В ней нашли отражение типичные для того времени настроения (разлад с действительностью, преувеличенная эмоциональность и чувствительность). Субъективные переживания художника поднимаются в симфонии до социальных обобщений: тема «несчастной любви» приобретает значение трагедии утраченных иллюзий. Вслед за симфонией Б. пишет монодраму «Лелио, или Возвращение к жизни» (1831, продолжение «Фантастической симфонии»). Б. привлекали сюжеты произведений Дж. Байрона ‒ симфония для альта и оркестра «Гарольд в Италии» (1834), увертюра «Корсар» (1844); У. Шекспира ‒ увертюра «Король Лир» (1831), драматическая симфония «Ромео и Джульетта» (1839), комическая опера «Беатриче и Бенедикт» (1862, на сюжет «Много шума из ничего»); И. В. Гёте ‒ драматическая легенда (оратория) «Осуждение Фауста» (1846, свободно трактующая поэму Гёте). Б. принадлежат также опера «Бенвенуто Челлини» (пост. 1838); 6 кантат; оркестровые увертюры, в том числе «Римский карнавал» (1844); романсы и др. Собрание сочинений в 9 сериях (20 тт.) издано в Лейпциге (1900‒07).

Б. был выдающимся дирижёром. Наряду с Р. Вагнером он положил основание новой школе дирижирования. Б. внёс существенный вклад в развитие музыкально-критической мысли. Он первый среди зарубежных критиков оценил значение М. И. Глинки (статья о Глинке, 1845) и вообще русской музыки.


Соч.: Дирижёр оркестра, пер. с франц., М., 1912: Мемуары, пер. с франц., М., 1967; Избранные статьи, пер. с франц., М., 1956.


Лит.: Роллан Р., Музыканты наших дней, пер. с франц. Ю. Вейсберг, М., 1938 (Собр. муз.-ист. соч., т. 5); Хохловкина А., Берлиоз, М., 1960; Соллертинскнй И., Берлиоз, [3 изд.], М., 1962: Tiersot J., Hector Berlioz et la société de son temps, P., 1904; Boschot А., L'histoire d'un romantique. Hector Berlioz, v. 1-3, P., 1946-50.


Большая советская энциклопедия. — М.: Советская энциклопедия. 1969—1978.

Игры ⚽ Нужна курсовая?

Полезное


Смотреть что такое "Берлиоз Гектор Луи" в других словарях:

  • БЕРЛИОЗ Гектор Луи — ( 11 XII 1803, Ла Кот Сент Андре, деп. Изер 8 III 1869, Париж) Да вьется вокруг цепи правил серебряная нить фантазии. Р. Шуман Г. Берлиоз принадлежит к числу величайших композиторов и величайших новаторов XIX в. Он вошел в историю как создатель… …   Музыкальный словарь

  • БЕРЛИОЗ Гектор — ГЕКТОР БЕРЛИОЗ (Berlioz, Hector) (1803 1869), французский композитор романтик, новатор в области мелодики, формы, оркестрового письма, блестящий дирижер и музыкальный критик. Жизнь. Человек, которому, по выражению Вагнера, было суждено стать… …   Энциклопедия Кольера

  • Гектор-Луи Берлиоз — (1803 1869 гг.) композитор, дирижер, музыкальный критик Время великолепный учитель, но, к сожалению, оно убивает своих учеников. Музыка удваивает, утраивает армию. Музыка самое поэтическое, самое могущественное, самое живое из всех искусств. У… …   Сводная энциклопедия афоризмов

  • Берлиоз, Гектор — Эту статью следует викифицировать. Пожалуйста, оформите её согласно правилам оформления статей …   Википедия

  • Берлиоз Гектор — Портрет Гектора Берлиоза, написанный Жаном Гюставом Курбе (1850) Гектор Луи Берлиоз (фр. Hector Berlioz) (11 декабря 1803  8 марта 1869)  французский композитор, дирижёр, музыкальный писатель. Член Института Франции (1856). Содержание 1 Биог …   Википедия

  • Берлиоз Г. Л. —         (Berlioz) Гектор (Эктор) Луи (11 XII 1803, Ла Кот Сент Андре, деп. Изер 8 III 1869, Париж) франц. композитор, муз. писатель и дирижёр. Чл. Института Франции (1856). , Портрет Берлиоза         Род в семье врача свободомыслящего и… …   Музыкальная энциклопедия

  • Берлиоз, Эктор — Портрет Гектора Берлиоза, написанный Жаном Гюставом Курбе (1850) Гектор Луи Берлиоз (фр. Hector Berlioz) (11 декабря 1803  8 марта 1869)  французский композитор, дирижёр, музыкальный писатель. Член Института Франции (1856). Содержание 1 Биог …   Википедия

  • Берлиоз Г. — Портрет Гектора Берлиоза, написанный Жаном Гюставом Курбе (1850) Гектор Луи Берлиоз (фр. Hector Berlioz) (11 декабря 1803  8 марта 1869)  французский композитор, дирижёр, музыкальный писатель. Член Института Франции (1856). Содержание 1 Биог …   Википедия

  • Берлиоз — (Berlioz)         Гектор (Эктор) Луи (11.12.1803, Кот Сент Андре, Франция, 8.3.1869, Париж), французский композитор, дирижёр, музыкальный писатель. Член Института Франции (1856). Родился в семье врача, свободомыслящего, просвещённого человека. В… …   Большая советская энциклопедия

  • Берлиоз Г. — БЕРЛИÓЗ (Berlioz) Гектор (Эктор) Луи (11.12.1803, Кот Сент Андре, деп. Изер, – 8.3.1869, Париж), франц. композитор, дирижёр, музыкальный писатель. Учился в Парижской консерватории (у Ж. Ф. Лесюэра и А. Рейхи). Член Ин та Франции (1856).… …   Балет. Энциклопедия


Поделиться ссылкой на выделенное

Прямая ссылка:
Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»