- Эрот
- Эрот (ЕrwV) = лат. Аmоr - Амур) - у древних греков бог любви,понимавшийся как особое мировое божество и как безотлучный спутник ипомощник Афродиты. Как Mиpовoe божество, соединяющее богов в брачныепары, Э. считался порождением Хаоса (темной ночи) и светлого дня илиНеба и Земли. Отцом его называли также Урана, Хроноса, Орфея и др. Впозднейшем предании, Э. обыкновенно называется сыном Афродиты и Арея. Онгосподствует как над внешней природой, так и над нравственным миромлюдей и богов, управляя их сердцем и волей. По отношению к явлениямприроды он является благодетельным богом весны, оплодотворяющим землю ивызывающим к бытию новую жизнь. Его представляли красивым мальчиком, скрыльями, в более древнее время - с цветком и лирой, позднее со стреламилюбви или пылающим факелом. Художественное развитие тип Э. получил подрезцом ваятелей младшей аттической школы-Скопаса, Праксителя и Лизиппа.Скопасу принадлежала статуя Э., находившаяся в Мегарах; Праксительизваял Э. для Пария (город в Мизии при Геллеспонте) и - шедевр греческойскульптуры-для Феспий, где находилась также статуя Э. работы Лизиппа.Культ Э. существовал в Парии и главным образом в Феспиях, гдепервоначально грубый камень служил изображением бога. В Феспиях черезкаждые четыре года устраивалось в честь Э. празднество - Эротидии -сопровождавшиеся гимнастическими и музыкальными состязаниями. Кроме тогоЭ., как бог любви и дружбы, соединявшей юношей и мужчин, пользовалсяпочитанием в гимназиях, где статуи Э. ставились рядом с изображениямиГермеса и Геракла. Спартанцы и критяне обыкновенно перед битвойприносили Э. жертву; лучший фиванский (так наз. священный) отряд имел вЭ. своего покровителя и вдохновителя; самицы посвятили Э. гимназий ипраздновали в честь его свои элевтерии. Взаимная любовь юности нашласебе символическое изображение в группе Эрота и Антэротае находившейся вэлейском гимназии: рельеф с этою группою изображал Э. и Антэрота,оспаривающими пальму победы друг у друга. Э. служил одним из любимыхсюжетов для философов, поэтов и художников, являясь для них вечно-живымобразом как серьезной мироуправляющей силы, так и личного сердечногочувства, порабощающего богов и людей. Позднейшему времени принадлежитвозникновение группы Э. и Психеи (т. е. Любви и плененной ею Души) иразвившейся из этого представления известной народной сказки. Н. О.
Энциклопедия Брокгауза и Ефрона. — С.-Пб.: Брокгауз-Ефрон. 1890—1907.