- Фюсли
- Фюсли Иоганн-Генрих (1742 - 1825) еще в детском возрасте занималсярисованием потихоньку от своего отца, который, вследствие недостаточнойразвитости его руки, не хотел пустить его на художественное поприще.Несмотря на то, что юношеские рисунки Ф. выказывали живость и богатствоего фантазии, он готовился к духовному званию, изучая богословие,древние языки, а также новые, дававшиеся ему очень легко. Он не окончилсвоего образования, когда, вследствие сочинения, написанного им противодного нечестного должностного лица, ему пришлось бежать из Цюриха. Онскитался несколько лет по Германии, пока, благодаря своему переводуШекспировского "Макбета" и "Писем леди Монтаг", не познакомился санглийским посланником в Берлине и, по его приглашению, не отправился в1765 г. в Лондон. Здесь он сперва жил переводами английских и немецкихкниг (между прочим, сочинений Винкельмана) и, только наслушавшисьакадемических речей Рейнольдса, снова заинтересовался искусством.Знаменитый корифей английской живописи, с которым Ф. вошел в личноезнакомство, советовал ему бросить перо и приняться за карандаш и кисти.Послушавшись этого совета, Ф., в 1770 г., отправился в Рим, сблизилсятам с Винкельманом и Р. Менгсом и усердно изучал антики и Микеланджело.Возвратившись в Лондон в 1779 г. уже вполне готовым художником, он скоровошел у англичан в известность с переиначенною фамилиею "Фюзели". Послетого, как лондонская корол. академия в 1788 г. избрала его в свои члены,он, кроме исполнения других работ, нарисовал 9 композиций для"Шекспировской галереи" Бойделя и 47 иллюстраций к "Потерянному Раю"Мильтона, много способствовавших его популярности. В 1799 г. Ф. былназначен профессором, а в 1804 г. директором академии. С того времени онпосвятил себя почти исключительно литературным трудам, каковыпереработка "Словаря живописцев" Пилькингтона (1805 - 10), "Fifteenlectures on painters" (1820) и перевод на англ. язык "Физиогномики"Лафатера. Как живописец, Ф. в свое время нравился английской публикепочти столько же, сколько его современники, Рейнольдс и Уэст, хотя былслабее их во всех отношениях. Рисунок и вообще техническое исполнениеего произведений небрежны; желание поражать необычайным нередкоприводило его к странностям в композиции, к вычурной театральности поз идвижения изображенных фигур, а в колорите к резкости и неестественности.Наиболее известные картины Ф.: "Титания и Основа" (из "Сна в летнююночь" Шекспира), "Кошмар", "Тезей, прощающийся с Ариадною при входе вЛабиринт", "Уголино в башне голода", "Шествие теней в Элизиуме" и"Смерть кардинала Бофора". Биография этого художника издана Дж. Ноулесом(Knowles) в 1831 г. (Лонд.).
Энциклопедия Брокгауза и Ефрона. — С.-Пб.: Брокгауз-Ефрон. 1890—1907.