- Ступа
- Ступа (санскр. Stupa-s = хохол, макушка, мавзолей) - один изглавнейших и древнейших памятников буддийской архитектуры в Индии. Насвященном языке буддистов - пали - С. называется thupa. С. частонеправильно отожествляют с дагобами (измененное палийск. dhatugabbha,санскр. dhatugarbha). В действительности дагоб является только частью С.и представляет собой самую гробницу или раку, в которой положенысвященные останки. Так как большая часть С. воздвигнута над такимиостанками, то они могут быть названы также и дагобами. Но не все С.заключают в себе подобные останки; некоторые воздвигнуты просто какпамятники, на месте каких-нибудь замечательных событий. Так напр. околоБенареса стояла С. на том месте, где Будда произнес свою первуюпроповедь. Вполне правдоподобно общепринятое мнение, что С. былипервоначально могилами знаменитых лиц. Указания на это встречаются вразных памятниках индийской литературы. Внешний вид С. также обличает ееродство с могильной насыпью. купол С. отвечает самой насыпи, решеткавокруг - загородке или кругу из камней вокруг могилы, верхушка С. -столбу или колонне над могилой. Обычный вид С., какими они являются вСанчи и Бхархуте- четырехугольное или круглое основание, с решеткойвокруг или без нее. На этом основании возвышается купол, увенчанныйступенчатой опрокинутой пирамидой, которая соединяется с куполомкороткой шейкой. Все это покрыто навесом или двумя навесами один наддругим, увешанными гирляндами и флагами. Дагоб в пещерном храме Карли,С. на острове Цейлоне и древнейшие чайтья в Непале имеют такой же вид.Немногие сингалезские дагобы имеют купол в виде колокола; самая частаяформа - водяного пузыря, прикрытого тремя навесами: один - богов, второй - людей, третий - полного избавления или Нирваны.Буддисты придают символическое значение С. и ее частям. Два, три, пять,семь, девять, тринадцать навесов над С. и ступени опрокинутой пирамидыотвечают делениям вселенной. Некоторые С. являются символами горы Меру.Наиболее сложный С. (в роде Боро-Бодур на о-ве Яве или Менгьюна вБирме), с их многочисленными террасами, представляют собой, по-видимому,смешение дагоба с башнями Прасада (Prasada), также отличающимисясложностью устройства. Когда Индию посетил китайский путешественник ХуэнЦзанг (в VII в. по Р. Хр.), он видел в ней множество дагобов и С., откоторых теперь остались только развалины. Уже в его время многие из этихсвятынь начинали приходить в упадок. Так огромная ступа в Пешауре триждыуже была попорчена пожаром до приезда Цзанга в Индию. Эта С. и С. вМаникиале (Manikiala) относятся к эпохе царя Канишки. Древнее, попреданию, С., воздвигнутые близ Пушкалавати и приписываемые Ашоке. Попреданию, общему обоим делениям буддийской церкви, Ашока выстроил 84000С. или вигар по всей Индии. С. посвящались не только памяти людей, но исвященным книгам: в Матхуре есть С., посвященные Винае-питакам, Сутрам,Абхидхарме и т. д. Самая древняя и знаменитая С. на Цейлоне - Магатхупа(Mahathupa), выстроенная над отпечатком ступни Будды, к С. отАнурадхапуры, и имевшая, по словам китайского путешественника Фа Хьяна,.300 локтей выш. Ср. "Manual of indian buddhism" Керна в III т. (вып. 8)Бюлеровского "Grundriss der indo-arischen Philologie" (Страсбург. 1896);Fergusson, "History of Indian Architectore" (Л., 1876); Fergusson andBurgess, "Cave temples of India" (Л., 1880); Burgess, "Buddhist Stupasof Amaravati and Jaggayyapeta" ("Archeological Survey of India", №3);Smither, "Architectural Remains, Anuradhapura"; Grunwedel,"Buddhistische Kunst in Indien" (Б., 1893). С. Б-ч.
Энциклопедия Брокгауза и Ефрона. — С.-Пб.: Брокгауз-Ефрон. 1890—1907.