Сократовское

Сократовское
Сократовское положение о единстве знания и добродетели и следствия изнего были усвоены позднейшей греческой философией, правда, с некоторымиограничениями (напр., у Аристотеля признание этической добродетели,основанной на привычке, на ряду с дианоэтической). Из отожествлениязнания и добродетели вытекали два существенных вывода: 1) никто не золпо доброй воле, а лишь по незнанию; знающий, не может поступать дурно; и2) всякий может стать добрым, приобретя знание, развивши свой интеллект(ср. диалог Платона "Протагор"). великое значение принципа С., стольпротивоположного нашему миропониманию, притом может быть и не вполнесогласного с фактами психической жизни, заключалось в духовной свободе,которая была провозглашена этим принципом, в возможности для каждогочеловека освободиться от темного природного основания, полученного вудел при рождении. Действительно, если в этом интеллектуализме С. можновидеть некоторый психологический детерминизм, то с другой нельзя неусмотреть в нем и торжества разума над неразумной волею. На этой сторонепонимания принципа С. постоянно настаивал, указывая на необходимость длячеловека властвовать над своими страстями, подчинять их разуму, неизбегая, впрочем, наслаждений, так как наслаждения составляютсущественный элемент человеческого счастья. С. вовсе не был аскетом, ноон никогда не дозволял страстям брать верх над разумом, почему именно С.стал идеалом мудреца и его имели в виду различные греческие философскиешколы, когда изображали портрет мудреца. Систематического изложения различных видов добродетели и выведения ихиз одного общего принципа - знания, С. не дал; это, может быть,объясняется тем обстоятельством, что С. всегда исходил из частногослучая, его рассуждение велось ad hoc и не могло поэтому иметь ввидутребования систематичности. Это же обстоятельство, а может быть инеобходимость, применяться к уровню слушателей, заставляли С. прибегатьк грубому утилитаризму и эвдаймонизму (ср. "Memorab." Ксенофонта), стольнесвойственному по существу духу его учения. Нельзя думать, чтоопределение, блага как то, что полезно человеку. и утверждениеотносительности красоты, встречающееся у Ксенофонта и даже у Платона(Протагор), выражало истинную мысль С. и не было лишь педагогическимприeмом; эвдаймонизм не был основною тенденцией Сократовской этики, авходил лишь в качестве составного элемента в его этические воззрения. Вприменении своих этических принципов к государственной жизни С. былвполне последователен. Он и здесь настаивал на необходимости знания итребовал, чтобы правителями были люди знания, т. е. высказал тотребование, которое Платон развил в своем идеальном государстве. Впротивоположность софистам, С. смотрел на государство, как на порядок,обоснованный божественным планом, не являющийся продуктом эгоистическогопроизвола. Цицерон приписывает С. космополитические тенденции, безсомнения неосновательно, ибо вся греческая этика, не исключая и С., быланациональною, и космополитизм является лишь у стоиков, по преимуществу уримских стоиков. Специально сократическая черта - это уважение к работеи физическому труду. Значение философии С. следует рассматривать с двух точек зрения: сотрицательной и положительной. С отрицательной точки зрения философия С.есть протест против субъективизма софистов, главн. образом, противтеории относительности нравственных понятий. С точки зренияположительной философии С., не заключая в себе систематическогопроведения его воззрений на Бога и человека, содержала в зародышестолько новых плодотворных мыслей со стороны метода и содержания, чтомогла послужить точкою отправления для последующего развития греч.мысли. Противоположные направления могли одинаково черпать израссуждений С. именно благодаря тому, что у него не было одностороннегои систематичного проведения их. Наконец, великое значение имела иличность философа, явившая своею жизнью и своею смертью редкий примерполного согласия теории с практикою. Литература приведена в тексте,полнее - у Zeiler, "Philosophie d. Griechen" (II т.); Ueberweg,"Geschichte d. Philosophie" (I т. последнее издание), а также в отчетахZeller'a по греческой философии, помещенных в "Archiv fur Geschichte d.Philosophie" (все тома). Э. P.

Энциклопедия Брокгауза и Ефрона. — С.-Пб.: Брокгауз-Ефрон. 1890—1907.

Игры ⚽ Нужно решить контрольную?

Полезное


Смотреть что такое "Сократовское" в других словарях:

  • Сократ — представляет центральную фигуру в греческой философии; его жизнь, согласовавшаяся с его учением, заслуживает такого же внимания, как и его философия. Несмотря на то, что С. является лицом вполне типичным и, по видимому, точно охарактеризованным,… …   Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

  • ИРОНИЯ —         (др. греч. eironeia букв. “притворство”, отговорка)         филос. эстетич. категория, характеризующая процессы отрицания, расхождения намерения и результата, замысла и объективного смысла. И. отмечает, т.о., парадоксы развития, опр.… …   Энциклопедия культурологии

  • Соколы — подразделяются в соколиной охоте на три главный группы: 1) набольших С., 2) на С. средних и 3) на малых С.; название сокол означалов русской охоте исключительно самку первой группы, а самцов называли челигами сокольими (как и вообще самцов всех… …   Энциклопедия Брокгауза и Ефрона

  • Аристипп — греч. философ; род. около 430 до Р. Х. в африканском городе Кирене, знаменитом роскошью и богатством, что, вероятно, и не осталось без влияния на учение А. Громкая молва о мудрости Сократа привлекла его в Афины, где он сделался учеником философа …   Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

  • СОКРАТ — (около 470 399 до н.э.) античный мыслитель, первый (по рождению) афинский философ. Полагая, что ‘письмена мертвы’, отдавал предпочтение устному рассуждению в ходе диалогов на площадях и в палестрах. В силу отсутствия текстового авторского… …   История Философии: Энциклопедия

  • СОКРАТ — (ок. 470 399 до н.э.) античный мыслитель, первый (по рождению) афинский философ. Полагая, что «письмена мертвы», отдавал предпочтение устному рассуждению в ходе диалогов на площадях и в палестрах. В силу отсутствия текстового авторского наследия… …   Новейший философский словарь

  • Критика — ТЕОРИЯ. Слово «К.» означает суждение. Не случайно слово «суждение» тесно связано с понятием «суд». Судить это, с одной стороны, значит рассматривать, рассуждать о чем нибудь, анализировать какой либо объект, пытаться понять его смысл, приводить… …   Литературная энциклопедия

  • ОПИСАТЕЛЬНО-ОЦЕНОЧНЫЕ ВЫСКАЗЫВАНИЯ — высказывания, играющие в одних контекстах роль описаний, а в других роль оценок. Описание и оценка представляют собой два противоположных отношения утверждений к действительности: истинностное и ценностное (см. ЯЗЫКА ФУНКЦИИ ). О. о.в. соединяют… …   Философская энциклопедия

  • ИРОНИЯ —         (от греч. , букв. притворство), филос. эстетич. категория, характеризующая процессы отрицания, расхождения намерения и результата, замысла и объективного смысла. И. отмечает, т. о., парадоксы развития, определ. стороны диалектики… …   Философская энциклопедия

  • КИДОНИС — Димитрий (Δημήτριος Κυδώνης) (р. ок. 1315–1320 – ум. 1400) – визант. философ и ученый из Фессалоник. К. принадлежал к варлаамитам, испытал влияние учения Михаила Пселла. Источниками его мировоззрения служили идеи Платона, неоплатоников, особенно… …   Философская энциклопедия


Поделиться ссылкой на выделенное

Прямая ссылка:
Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»