- Рождество
- Рождество Христово - великий христианский праздник в воспоминаниерождения Иисуса Христа в Вифлееме, празднуемый 25 декабря. Впервые обэтом празднике на Востоке упоминается у Климента Александрийского; онсовершался там 6 января под именем Богоявления (Epijanh), а на Западепраздновался 25 дек., под названием Natalis. Во времена ИоаннаЗлатоуста, как видно из его беседы на день Р. Христова, и на Востокеначали праздновать его 25 дек. Трудно сказать, почему именно зап.церковь стала праздновать его в этот день, Некоторые стараются поставитьэтот праздник в связь с Иудейской ханукой или римскими сатурналиями, ноэти предположения произвольны. Достоверен лишь тот факт, что 25 декабряисполняется девять месяцев с Благовещения (25 марта); отсюда явствуетнамерение привести эти даты в соответствие с обычным временемплодоношения. В восточной церкви праздник Р. Хр. считается вторым поПасхе ("трехдневная пасха"), а на Западе он стоит даже выше Пасхи. А. Д. К достойному празднованию Р. Христова верующие приготовляютсясорокадневным постом, известным под именем Рождественского илиФилиппова. Канун или день навечерия праздника проводится в особо строгомпосте и называется сочельником или сочевником, так как по уставуцерковному в этот день полагается употреблять в пишу сочиво, т. е.сушеные хлебные зерна, размоченные водой. По обычаю православныххристиан, пост этого дня хранится до вечерней звезды. В V в. Анатолий,патриарх константинопольский, в VII в. Софроний и Андрей Иерусалимские,в VIII в. св. Иоанн Дамаскин, Козьма Маюмский и Герман, патриархцареградский и др. написали для праздника Р. Христова многие священныепеснопения, которыми церковь и ныне прославляет празднуемое событие. Ужев IV в. было определено, как праздновать навечерие праздника, если онослучится в день воскресный (Феофила Александр. прав. 1-е). В навечериеиздревле совершаются царские часы, так называемые потому, что на нихположено возглашать многолетие царю, всему царствующему дому и всемправославным христианам. Во время часов церковь воспоминаетмногоразличный ветхозаветные пророчества и события, относящиеся к Р.Спасителя. После полудня совершается литургия Василия Великого, еслитолько навечерие не случится в субботу или воскресенье, когдасовершается литургия Иоанна Златоуста, в обычное время; царские часы втаком случае переносятся на предшествующий пяток. Всенощное бдениеначинается великим повечерием, на котором церковь свою духовную радостьвыражает особенно пением пророчественной песни: "яко с нами Бог". Вправославной церкви русской торжественность богослужения праздникавозвышается еще воспоминанием об избавлении России от нашествия галлов ис ними двадесяти язык в 1812 г. Это воспоминание совершается вблагодарном молебном пении, после литургии. В пределах предпразднства ипопразднства праздник Р. Христова продолжается 12 дней. См. П. Лебедев,"Наука о богослужении православной церкви" (М., 1890); прот. Г. С.Дебольский, "Дни богослужения православной кафолической восточнойцеркви" (т. 1, СПб., 1882); прот. и. Никольский, "Пособие к изучениюустава богослужения правосл. церкви" (СПб., 1888); Ф. Смирнов,"Происхождение и значение праздника Р. Христова". (Киев, 1883). К кратким евангельским сказаниям о Р. Христовом многое прибавляютапокрифы, легенды и народные духовные стихи. Наиболее важны в этомотношении апокрифы Они оказали сильное воздействие на стариннуюлитературу и на иконопись. В апокрифах говорится о вертепе, бабкеСоломонии, бегстве Иосифа с Марией в Египет, избиении младенцев (см.Пыпин, "Памят. стар. рус. литературы", III; Калитовский, "Матер. долитер. апокр." и др.). В истории древнехристианской литературы иискусства наиболее оставили следов древние апокрифические сказания оприсутствии в пещере, где родился Спаситель, вола и осла. Уже вдревнехристианских саркофагах являются осел и бык при Р. Христове. К IXв. на Востоке и Западе пользуется огромной популярностью следующиеизображения Р. Христова: в горе пещера, в пещере ясли, в которых лежитХристос: над Ним головы осла и быка. Богоматерь лежит на одре, лицом кзрителю. Иосиф сидит внизу в раздумье или дремоте. Известно, кактрадиционные осел и бык послужили великим итальянским художникам, напр.Корреджио. В Чети-Минеях Димитрия Ростовского говорится, что к яслямпривязаны были вол и осел. Их привел Иосиф из Назарета. На осле ехалаПресвятая Дева, а вола Иосиф привел на продажу, чтобы было чем уплатитьцарскую подать и содержать себя в Вифлееме и в дороге. Эти бессловесныеживотные, стоя при яслях, дыханием своим согревали Младенца от зимнейстужи и таким образом служили Владыке и Творцу своему. Этот рассказ изЧети-Миней проник в народ и в духовных стихах и легендах малорусскогонарода передается почти дословно. Научная литература предмета - у акад.Веселовского, в "Сборн. Акад. Наук", 1891 г., Потебни во II т. "Объясн.малор. и срод. песен", Сумцова - в "Очерк. ист. южнор. апокр. сказ. ипесен", "Этнограф. Обозрения" (см. по указателям Куликовского, 1 - XVI,36; XVI - XXXI, 49).
Энциклопедия Брокгауза и Ефрона. — С.-Пб.: Брокгауз-Ефрон. 1890—1907.