Рай

Рай
Рай (по евр. закрытый сад). Различаются два Р.: 1) "земной", "Р.сладости", насажденный самим Богом для первых людей и находившийся, повыражению книги Бытия, "на востоке" (от того места, где написана этакнига, т. е. вероятно - Палестины), в стране Эдемской. Мнения о том, вкаком именно месте находился этот Р., различны. При описании его,находящемся во 2 гл. книги Бытия, говорится, что поток, орошавший Р.,был источником четырех рек - Фисона, Геона, Тигра и Евфрата. На этомосновании одни ищут Р. в восточной Азии, считая Р. целую страну Едем;другие находят его между Евфратом и Гангом, при чем в названиях Геона иФисона видят библейский Геон и Гифазис; третьи считают местонахождениемР. Сирию (принимая Фисон за Хризоррой и Геон - за Оронт), Месопотамиюили Халдею. Существует предположение, что всемирный потоп смыл с лицаземли первозданный Р., совмещавший в себе все, что было прекрасного впервозданной природе. 2) Р. небесный - "царствие", уготованное Богом отначала мира, где обитают души праведников и святых после смерти земной ичастного суда до воскресения тел на земле и имеющего последовать затемсуда всеобщего, не зная ни болезней, ни печалей, ни воздыхания, ощущаяодно лишь непрестанное радование и блаженство. Сказания Св. Писания обэтом Р. очень кратки. В этот Р. вступил распятый с Иисусом Христом иуверовавший в него разбойник (Лук. XXIII. 43); об этом Р. Иисус Христосговорил апостолам: "в дому Отца моего обители многи суть, - идууготовать место вам", а апостол замечал: "если земная наша храмина,тело, разорится, создание от Бога имамы, храмину нерукотворену, вечную внебесах" (2 Кор., V, 1). P. небесный, в котором обитают душиправедников, есть ближайшая к земле небесная обитель или "первое небо";за ним, выше, есть еще небеса (Апок. VI, 9; VII, 9; IV, 4). Не более,чем Св. Писание, сообщает о Р. священное предание. Климент Римскийговорит об ап. Петре, что он, по смерти, "отошел в место славы", о Павле- что он "по кончине отошел в место святое". Поликарп Смирнский говоритоб Игнатии Антиохийском и других мучениках, что они "пребывают вподобающем месте у Господа". Ириной Лионский замечает, что "преложенные(т. е. умершие на земле праведники) преложены в Р., ибо Р. приготовлендля людей праведных и духоносных". Иларий, Григорий Нисский и др.говорят о "лоне Авраамовом" в Р., как о месте общения с ангелами идушами святых, где предвкушается блаженство вечное, имеющее наступить повсеобщем воскресении и страшном суде". Ипполит и Тертуллиан Р. или небо,как специальное место селения мучеников и пророков, отличают от лонаАвраамова, как селения праведников. По словам Киприана, "смерть дляправедных и благочестивых есть не что иное, как переселение в вечностьдля жизни у Бога и со Христом в Р. или царствии небесном". По ЕфремуСирину, все праведники водворяются в обществе радостей, где нет плача ивоздыханий, а одно радование. Здесь они сподобляются зреть мысленноеСолнце, светом которого озаряясь, наслаждаются неисчерпаемыми дарамиБожиими. Афанасий Вел. говорит: "вопрос, где находятся отшедшие души -вопрос чудный и дивный, сокрытый от людей; Бог не соизволил, чтобыкто-нибудь возвратился к нам оттуда и рассказал, где и как пребываютдуши, отшедшие от нас". Григорий объясняет неполноту сказания книгиБытия о Р. земном тем, что "обычай есть писанию о недоумеваемых доселетворить сказание просто и немногопытно". Все отцы церкви учили, что душисвятых в райских небесных обителях не в одинаковой степени пользуются ихблаженствами, но различно, соответственно их достоинству; некоторые(Григорий Богослов, Златоуст и др.) прибавляют, что святые, находящиеся,в небесном Р., молятся как об умерших, не достигших праведности, так и оживущих еще на земле. Это учение на вселенских соборах халкидонском иII-м никейском возведено в Догмат церкви. Некоторые из позднейшихбогословов создали теорию особой утонченной телесности души, в силукоторой они признают несомненно действительными все те видения Р. ихождения еще живых праведников на небо, о которых повествуют древние иновые агиографы. Ряд этих оказании о Р. открывается сказанием омученичестве св. Перепетуи (умер в 203 г.), где Р. небесный в первый разописывается как обширный прекрасный сад, наполненный дивными древами,благоухающими цветами и чудно поющими птицами. В дальнейших, болееподробных описаниях Р. ему усвояется все, что можно себе представитьпрекрасного в природе. Для христианского искусства Р. с самого началабыл одним из излюбленных предметов изображения, во фресках, насаркофагах, в мозаиках катакомб, а равно вообще в живописи. Православноецерковное учение о Р. резюмируется в литургических памятниках, а также вмолитвословиях погребальных. В древнейшем тексте (александрийском)литургии Василия Вел. церковь молится, чтобы Бог вселил умерших верных"в место злачно, на воды упокоения, в Р. веселия, откуда удаляютсявсякая печаль и воздыхание, в свет святых". В молитвах поминовенияусопшего церковь просит, чтобы Бог вселил умершего "в место светло,злачно, покойно, где все праведники упокоеваются, иде же несть болезнь,ни печаль, ни воздыхание, но жизнь бесконечная". См. епископ Сильвестр,"Опыты Нрав. Догмат. Богословия" (т. V); монах Митрофан, "Как живут нашиумершие по смерти" (1887); Г. К. Властов, "Библейская Летопись" (СПб.,1875); Н. Н. Глубоковский, "Обращение Савла" ("Христианское Чтение",1896); Н. И. Глориантов, "Взгляд на отношения геологии к библейскимсказаниям" (там же, 1861); Новорусский, "О шестидневном творении"("Православное Обозрение", 1886 - 87); Е. И. Ловягин, "Библейское учениео творении" ("Странник", 1863); Н. А. Сергиевский, "О творении"("Православное Обозрение", 1873); "Рай и ад" ("Христианское Чтение",1840); Ловягин, "Знают ли святые на небе о наших нуждах на земле" (тамже, 1867); "О воздаянии после частного суда" (там же, 1852); "О разностинаград и наказаний по смерти" (там же, 1826).

Энциклопедия Брокгауза и Ефрона. — С.-Пб.: Брокгауз-Ефрон. 1890—1907.

Синонимы:

Антонимы:

Смотреть что такое "Рай" в других словарях:

  • рай — рай/ …   Морфемно-орфографический словарь

  • РАЙ — муж. первобытный сад, вертоград, жилище прародителей Адама и Евы. Насади Господь Бог рай во Едеме, Быт. Земной рай погублен искони. | Пребывание праведных душ. Днесь со мною будеши в раю. Лук. В рай просятся, а смерти боятся! Не позволишь ли ты… …   Толковый словарь Даля

  • РАЙ — муж. первобытный сад, вертоград, жилище прародителей Адама и Евы. Насади Господь Бог рай во Едеме, Быт. Земной рай погублен искони. | Пребывание праведных душ. Днесь со мною будеши в раю. Лук. В рай просятся, а смерти боятся! Не позволишь ли ты… …   Толковый словарь Даля

  • Рай — – несколько литературных памятников Древней Руси, по происхождению и содержанию никак не связанных друг с другом. Рай I – древнерусский календарный сборник уставных чтений. Календарь Р. охватывает часть триодного цикла: от недели мытаря и фарисея …   Словарь книжников и книжности Древней Руси

  • рай — рая, предл. о рае, в раю; м. мн. нет. 1. По религиозным представлениям: место вечного блаженства, куда попадают души праведников в будущей, после смерти тела, жизни. ● Рай представляется в христианской иконографии и фольклоре тремя образами:… …   Энциклопедический словарь

  • РАЙ — РАЙ, рая, о рае, в раю, мн. нет, муж. 1. В религиозных учениях место, где души праведников после смерти ведут блаженное существование; первонач. в библии прекрасный сад, в котором жили Адам и Ева до т.н. грехопадения (рел.). «И рад бы в рай, да… …   Толковый словарь Ушакова

  • рай — РАЙ, рая, о рае, в раю, мн. нет, муж. 1. В религиозных учениях место, где души праведников после смерти ведут блаженное существование; первонач. в библии прекрасный сад, в котором жили Адам и Ева до т.н. грехопадения (рел.). «И рад бы в рай, да… …   Толковый словарь Ушакова

  • рай — эдем, земной рай, лафа, ханаан, горние селения, парадиз, обетованная земля, обитель блаженных, райские кущи, елисейские поля, элизиум, молочные реки, кисельные берега, благодать. Ant. ад, преисподняя Словарь русских синонимов. рай 1. эдем,… …   Словарь синонимов

  • Рай и ад — 天国と地獄 Жанр …   Википедия

  • Рай на 72 — (Дагомыс,Россия) Категория отеля: Адрес: Улица 72ой километр, Дагомыс, Россия …   Каталог отелей

  • РАЙ — (не вполне ясная этимология рус. слова связывается с авест. râу , «богатство, счастье» и др. инд. rayis, «дар, владение»), парадиз (греч. παράδεισος «сад, парк», от др. иран. pairi daçza, «отовсюду огороженное место»; из греч. лат. paradisus и… …   Энциклопедия мифологии

Книги

  • Рай, Елена Крюкова. Человек до рождения живет в Раю. А снаружи, может быть, ад. ... Закончилась большая страшная война. Женщина идет по мертвой земле. Она не одна: внутри нее живет тот, кто родится завтра. Новый… Подробнее  Купить за 498 руб
  • Рай, Джудит Макнот. Одиннадцать лет назад судьба и людское коварство, казалось, навеки разлучили Мэтта Фаррела и Мередит Бенкрофт. И вот теперь обстоятельства вновь свели их. Сумеют лиони вернуть утраченное… Подробнее  Купить за 400 руб
  • Рай, Джудит Макнот. Роман известной американской писательницы Джудит Макнот РАЙ рассказывает о взаимоотношениях любящих людей, о их сложной драматической судьбе. Главным героям романа Мередит Бенкрофт и Мэтту… Подробнее  Купить за 370 руб
Другие книги по запросу «Рай» >>


Поделиться ссылкой на выделенное

Прямая ссылка:
Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»