- Пятидесятница
- Пятидесятница - второй из трех великих праздников древнееврейскогонарода. Установлен в память дарования народу закона при горе Синае;праздновался в пятидесятый день после Пасхи. П. приходилась к окончаниюжатвы и собирания плодов, первые начатки которых приносились в жертву вхраме, куда народ отовсюду собирался огромными массами (Jos. Antiq.,XVII, 10, 2). В день П. совершилось сошествие Св. Духа на апостолов,вследствие чего праздник этот перешел и в христианскую церковь, сохранивто же самое название, заменяемое иногда и другими - день св. Троицы, сошествие Св. Духа и пр. От П. ведется счетбогослужебных недель, с их рядовыми евангельскими и апостольскимичтениями, вплоть до недели Мытаря и Фарисея (всего 32 недели), передвеликим постом. А. Л. В древности под именем П. разумелся и весь промежуток времени,отделявший праздник Пасхи от праздника П., и праздник в память сошествияСв. Духа на апостолов, или П. в собственном смысле. В Постановленияхапостольских есть прямая заповедь праздновать П. (кн.V, гл. 20); вдругом месте тех же Постановлений (кн. VIII, гл. 33) в числе дней, вкоторые рабы должны быть свободны от работ,после Пасхи и Вознесенияупоминается и П. В IV в. у Евсевия Кесарийского, св. Василия Великого,Григория Богослова, Григория Нисского, Епифания, Златоуста, блаж.Августина и др. часто встречается упоминание о празднике сошествия Св.Духа под именем П. Есть предание, что на месте сошествия Св. Духа наапостолов устроен был первый христианский храм, который в IV в.возобновлен был св. Еленой. Пятьдесят дней после Пасхи уже в древнейцеркви были отличены некоторыми особенностями; так, в эти дни, как итеперь, полагалось чтение книги Деяний Апостольских. Особеннуюторжественность придавал празднику П. обычай древней церкви совершать вэтот день крещение над оглашенными. В VIII в. св. Иoанном Дамаскином иКосьмою Маюмским составлены в честь праздника П. многие песнопения,которые и ныне поет церковь. В праздник П. непосредственно за литургиейсовершается вечерня, во время которой читаются священнослужителем вцарских вратах, с коленопреклонением, три молитвы, составленные св.Василием Великим. В праздник П., по обычаю, храмы и дома верующихукрашаются деревьями, травой и цветами. Это представляет собой начаткивозобновляющейся весны, но вместе с тем указывает на обновление людейсилой снисшедшего Духа Святого. Посвящая пятидесятый день после Пасхивоспоминанию сошествия Св. Духа на апостолов, церковь в следующий за темдень (понедельник) прославляет особо Пресв. Духа .См. П. Лебедев, "Наукао богослужении православной церкви" (М., 1890); прот. Г. Дебольский,"Дни богослужения православной кафолической восточной церкви" (т. II,СПб., 1887); прот. К. Никольский, "Пособие к изучению уставабогослужения православной церкви" (СПб., 1888).
Энциклопедия Брокгауза и Ефрона. — С.-Пб.: Брокгауз-Ефрон. 1890—1907.