Пураны

Пураны
Пураны (санскр. Рurana = "старина, былина") - особый вид эпическихпоэм в индийской литературе, сменивший в ней так называемые итихасы , откоторых его отделяет довольно большой промежуток времени. Следуетотличать памятники, дошедшие до нас под именем П., от древних П..упоминаемых еще в ведийской литературе (в брахманах) и представлявшихсобою космогонические рассуждения о "начале вещей" (agra). Со временемимя П. было придано и другим произведениям баснословно-историческогосодержания. В то время, как итихасы изображают подвиги смертных героев,П. прославляют, главным образом, деяния богов, являясь как бы Священнымикнигами индуизма. Наряду с древними мифами и преданиями, П. представляюти очевидные черты позднейшего происхождения. Повторения одних и тех жемифов, нередко даже буквальные повторения текста в разных П. указываютна существование каких то более древних памятников (тоже П. ?),послуживших источником для уцелевших П. По определению индийскоголексикографа Амарисинхи (VI в. по Р. Хр. ?), П. изображают: 1)сотворение мира, 2) его разрушение и возобновление, 3) генеалогию богови патpиapxoв, 4) царствования разных Ману, образующие особые периоды -Манвантары, 5)историю солнечной и лунной царских династий. Ни одна издошедших до нас П. не отвечает вполне точно этому определению; наиболеевыдержанной в данном отношении является одна лишь Вишну-П.Обстоятельство это легко объясняется большим хронологическимрасстоянием, которое отделяет эпоху Амарасинхи от времени окончательнойредакции дошедших до нас П., древнейшая из коих (Ваю-П.) не старше Х в.по Р. Хр., а прочие принадлежат XIII - XVI в. Таким образом,сохранившиеся П. являются памятниками сравнительно очень позднегопроисхождения, древние же их редакции утрачены. Значение П. какисторических памятников ничтожно. В изображении древнейших событий П.следуют Махабхарате и Рамаяне, а в своих генеалогических построенияхсамым резким образом противоречат друг другу и хронологии вообще. Затодля истории индийских верований П. дают ценный материал. По словамзнатока П., проф. Вильсона, значительная часть их содержания имеетподлинный, древний характер. Позднейшие вставки, сделанные в целях тойили другой индуистской секты, легко могут быть выделены из первичногосодержания, так что П. служат хорошим источником для характеристикикруга верований, сменившего ведийское религиозное мировоззрение, хотясами они принадлежат более позднему периоду. Теогония и космогония П. всвоих элементах восходит почти к ведийскому периоду; знакомство с ведамипроглядывает в них довольно часто. Схема первичного творениязаимствована от философской школы Санкхья. Одна из характерных черт П. -пантеизм, лежащий в основе их учения; хотя специальное божество,прославляемое в той или другой П., варьируется, согласно еепринадлежности к тому или другому сектантскому учению, но везде оноотождествляется со всем существующим, исходящим из него и к немувозвращающимся. Вообще, П. носят очевидные признаки своей принадлежностик разным эпохам и составления под различными влияниями. Так как процессобразования современного индуизма из смеси брахманизма и другихрелигиозных учений древней и средневековой Индии происходил между IX -XIV вв. по Р. Хр., то и возникновение П. в их окончательном виде должнобыть отнесено к этой эпохе. Bcе П. написаны стихами, в неизменной формедиалога между двумя лицами, одно из которых задает разные вопросы, адругое излагает в своих ответах пуранические учения. Этот диалогпрерывается другими, происходившими, будто бы, между другими лицами поповоду аналогичных вопросов. Постоянным рассказчиком являетсяЛомагаршана или Ромагаршана, ученик мифического мудреца Вьясы, носящийтитул суты, т. е. рапсода или панегириста, имеющего особое право иобязанность прославлять деяния царей и богов. Кроме основных 18 П.,имеется столько же так называемых упапуран ,или побочных П., в которыхэпическое содержание оттеснено на задний план ритуальным элементом.Основные П. делятся индуистами на три класса, смотря по преобладанию вних "чистоты, тьмы и страсти". К первой серии (с преобладанием чистоты =санскр. sattva) принадлежат: 1) "Вишну П." (изд. Дживананды Видьясагарыс туземн. комментарием, Калькутта, 1876; английский перевод с обширнымвведением и примечанием Вильсона, Лонд., 1840; переиздан с дополнениямиФицэдвардом Галлем, Л., 1864 - 77); 2) "Нарадия П."; 3) "Бхагавата П."(изд. с туз. коммент., Бомбей, 1860, 1880, 1887 и т. д.; текст и франц.перевод Бюрнуфа и Hauvette-Besnault, Пар., 1840 - 84); 4) "Гаруда П."(часть изд. в Бомбее, 1863); б) "Падма П." (отрывки изд. в Бомбее, 1857,1861, полное изд. Вишванатха Нараяны Мандлика, Пуна, 1893 - 94; 6)"Варага П." (изд. Гришикеши Шастри, Кальк., 1887 - 89). Эти П.принадлежат секте вайшнава (вишнуитам), и, поэтому, главную роль в нихиграет бог Вишну. Вторую группу (с преобладанием "невежества или тьмы" =санскр. tamas) составляют: 1) "Матсья П." (изд. Дживананды Видьясагары,Кальк., 1876);. 2) "Курма П." (изд. в Мадрасе, 1876); 3) "Линга П."(изд.с туземн. комм., Бомбей, 1857); 4) "Шива П." (изд. Бомбей, 1884); 5)"Сканда П." (часть изд. в Бомбее, 1861); 6) "Агни П." (изд. в"Bibliotheca Indica", Калькутта, 1870 - 79). П. этой группы принадлежатшиваитам, и главный герой их бог Шива. Наконец, третью серию,посвященную Брахме и представляющую преобладание "страсти" (санскр.rajas), образуют: 1) "Брахма П."; 2) "Брахманда П."; 3) "Брахма-вайвартаП." (отрывок изд. с лат. перев. и комм. Штенцлер, Б., 1829, другой вБомбее, 1854); 4) "Маркандея П." (изд. Banerjea в "Bibl. Iпdica",Кальк., 1855 - 62; Дживананды Видьясагары, Кальк., 1876, в Бомбее, 1888и т. д.; отрывок с лат. перевод, и примеч. Poley, Берлин, 1831); 5)"Бхавишья П." и 6) "Вамана П.". Кроме этих П., есть еще очень древняя"Ваю П." (изд. Раджендралала Митра, Кальк., 1879 - 85), которая втуземных перечнях П. заступает место Агни П. или Шивы П. Ее относят к VIв. по Р. Хр., тогда как прочие П. принадлежат позднейшему времени (ХIII- XVI вв.). Все П. отличаются своим обширным объемом. По показаниюБхагавата П., во всех 18 П. насчитывается 400 тысяч строф. Самаяобъемистая, Сканда П., имеет 81000 строф, а две самые краткие - Брахма иВамана П. - по 10000. Из упапуран изданы лишь немногие: "Thevrihannaradiya P." (Гришикешой Шастри, Кальк., 1866 - 91) и "Саура"("Saura P." ed. by Pandit Kasinatha Sastri Sele, Пуна, 1880). Прочиеизвестны в рукописях или только по имени. Ср. Wilson, "Analysis of theP." ("Journ. of the Roy. As. Soc.", т. V, 1838; перепечат. в его "SelectWorks", Л., 1862 - 71, т. Ill); его же предисловие к переводу Вишну П.;Weber, "Verzeichniss der Sanskrit Handschriften der K. Bibliothek zuBerlin" (1855, стр. 127 - 48); Th. Aufrecht, "Catalogus Codicum MSSSanscriticorum quotquot in Biblioth. Bodleiana adservantur" (1869, стр.7 - 87). Мифология П. - у Vans Kennedy, "Researches into the Nature andAffinities of Ancient Hindu Mythology" (Лонд., 1831). С. Б - ч.

Энциклопедия Брокгауза и Ефрона. — С.-Пб.: Брокгауз-Ефрон. 1890—1907.

Игры ⚽ Нужно сделать НИР?

Полезное


Смотреть что такое "Пураны" в других словарях:

  • Пураны —         Традиция вед и эпоса была возрождена в эпоху Гуптов (IV VI вв.), создавших на севере субконтинента могущественную державу. Именно тогда окончательная победа над буддизмом была закреплена текстами, известными под названием пураны, термином …   Энциклопедия мифологии

  • ПУРАНЫ — (на санскрите пурана древний), памятники древнеиндийской литературы, священные книги индуизма, близкие эпосу. Сохранившиеся пураны относятся ко 2 й половине 1 го тысячелетия. Каждая пурана посвящена одному из богов Вишну, Шиве, Брахме. Содержат… …   Современная энциклопедия

  • Пураны — (на санскрите пурана древний), памятники древнеиндийской литературы, священные книги индуизма, близкие эпосу. Сохранившиеся пураны относятся ко 2 й половине 1 го тысячелетия. Каждая пурана посвящена одному из богов Вишну, Шиве, Брахме. Содержат… …   Иллюстрированный энциклопедический словарь

  • ПУРАНЫ — (от санскр. пурана букв. древний), памятники древнеиндийской литературы; священные книги индуизма. Древнейшие из сохранившихся относятся ко 2 й половине 1 го тысячелетия. В соответствии с культом того бога, которому каждая пурана посвящена,… …   Большой Энциклопедический словарь

  • Пураны — Статья по тематике Индуизм История · Пантеон Направ …   Википедия

  • ПУРАНЫ —         (букв, древние предания) класс свящ. текстов индуизма, по времени своего создания более поздних, чем эпические поэмы (см. ИТИХАСА). Первонач. представляли, по видимому, особый жанр устной поэзии мифологич., космологич. и историко… …   Словарь индуизма

  • пураны — (от санскр. пурана, буквально  древний), памятники древнеиндийской литературы; священные книги индуизма. Древнейшие из сохранившихся относятся ко второй половине 1 го тысячелетия. В соответствии с культом того бога, которому каждая пурана… …   Энциклопедический словарь

  • Пураны — (от санскр. пурана, буквально древний)         канонические тексты индуизма. Древнейшие П. восходят к середине 1 го тыс. до н. э., но основные, дошедшие до нас тексты возникли главным образом во 2 й половине 1 го тыс. Наиболее ценными в… …   Большая советская энциклопедия

  • Пураны — (санскр. Purâna = старина, былина ) особый вид эпических поэм в индийской литературе, сменивший в ней так называемые итихасы (см.), от которых его отделяет довольно большой промежуток времени. Следует отличать памятники, дошедшие до нас под… …   Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

  • ПУРАНЫ — (от санскр. пурана древний) жанр др. инд. лит ры, собрания мифов и сказаний, трактующих о происхождении мира и космологии, о генеалогии богов, мудрецов, героев и царских родов; они содержат также рассуждения религ. филос. характера и нек рые… …   Советская историческая энциклопедия


Поделиться ссылкой на выделенное

Прямая ссылка:
Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»