- Проза
- Проза. - Характеристика П., как особого склада мысли и речи, визвестных отношениях противоположного поэтическому, сделана в статьепоэзия. С этой точки зрения П. тождественна с наукой .Противоположениенаучного закона и поэтического типа вполне исчерпывает отношения междупоэзией и П. Это противоположение яснее всего определено Вильг.Гумбольдтом: "поэзия берет действительность в ее наглядном проявлении, втом виде, в каком она доступна внутренним и внешним чувствам, незаботясь о том, что собственно делает ее действительностью, и даженамеренно отталкивая от себя этот вопрос. Переработав это наглядноепроявление действительности в образ, она воплощает в нем художественноидеализованное целое. П., напротив, доискивается в действительностиименно того, чем она коренится в бытии, тех нитей, которыми она с нимсвязана; связав, затем, отвлеченной формулой факт с фактом и понятие спонятием, она представляет их объективную связь в форме идеи" ("Оразличии организмов еtс".). Нельзя противополагать поэзию и П. ни сточки зрения различия субъективности и объективности - разница здесьтолько в степени, - ни с точки зрения их влияния на чувство-эстетическийи эмоциональный характер могут быть в высокой степени свойственны и П.,- ни с точки зрения их материала - мир ирреальный в некоторых своихпостроениях доступен именно только П., науке, а не поэзии: таковыматематические учения о многомерных пространствах, более далеких оттого, что мы называем действительностью, чем самые идеальные измышлениясамого необузданного поэта-фантаста. В виду этого сходства поэзии и П. ипо целям (познание) и по материалу (мир реальный и идеальный),невозможно определять П., как "те словесные произведения, в которых, потребованию и для удовлетворения собственно мыслящей силы души,воспроизводится в слове мир действительный или мир нашей мысли, с цельюисследовать истину в области того и другого мира". В этом определении,выставленном старой эстетической теорией, нет ничего, что не было бысвойственно и поэзии. Иное, внешнее понимание термина прозы - вместе синым пониманием слова поэзия - проводит между ними более определенноеразличие: это - отождествление поэзии со стихами, которое собственно иподало повод к выделению П. (prorsa, т. е. oratio proversa, речьсвободно стремящаяся вперед, в то время как стих должен всегдавозвращаться обратно, versus), как особого вида речи, а вместе с тем исловесных произведений. С точки зрения науки, которая знает ихудожественные романы и даже "стихотворения" в П., и дидактические (т.е. прозаические) произведения в стихах, такое деление принято быть неможет, но в обыденной речи, за отсутствием других терминов, онодержится. Необходимо, однако, указать, что и прозаическая речь не так"свободна", как это может казаться с первого раза: ее структураподчинена своим законам, более сложным и менее уловимым, чем законыстихотворного ритма, но тем не менее несомненным. В ней нет рифмы иоднообразия стихов и стоп, но есть иные проявления внешней симметрии ипоследовательности. На своеобразие прозаического ритма указывает сособенной очевидностью не столько дурная, негармоническая П., сколькопопытки дать П. стихотворный ритм (так наз. "рубленная П."), действующаясамым антиэстетическим образом. Деление П. на роды и виды (повествование- летопись, записки, биография, характеристика, некролог, история;описание - ученое и художественное, путешествие; рассуждение -аналитическое и синтетическое, критика; речь ораторская - политическая,судебная, академическая, духовная, спич), которым в современныхучебниках исчерпывается вся теория П., не имеет ни научного значения, нидидактических достоинств; то, что в ней есть научного, заимствовано излогики, остальное - мертвое наследие старинной риторики. Ар. Г.
Энциклопедия Брокгауза и Ефрона. — С.-Пб.: Брокгауз-Ефрон. 1890—1907.