- Плаун
- Плаун (Lycopodium L.) - родовое название растений из семействаплауновых (Lycopodiaceae). Разнообразные представители (более 100 видов)этого рода или растут на земле, развивая прямостоячие, приподнимающиесяили ползучие стебли, или поселяются эпифитами на деревьях (подтропиками), свешиваясь с них своими иногда довольно длинными стеблями.Стебли ветвятся дихотомически или моноподиально, при чем ветвление нестоит в связи с листьями. Листья мелкие, простые, линейные) ланцетные,игловидные, чешуйчатые располагаются густою спиралью или накрестсупротивно. Спиральные листья бывают все одной фермы; тогда каксупротивные листья - двух родов: находящиеся по бокам стебля обыкновеннокрупнее спинных и брюшных листьев. У некоторых видов (L. Selago,erubesceus, reflexum и у др.) на стеблях развиваются так наз. выводковыепочки; это - небольшие веточки, содержания несколько мелких листьев: ониобособляются от стебля и; попав на землю, прорастают, следовательно -служат органами вегетативного размножения. Кроме листьев, стеблиразвивают еще корни, обыкновенно дихотомически разветвленные.Споролистики у одних видов (напр. у L. Selago) не отличаются по своейформе, величине и цвету от вегетативных листьев, у других видов онисильно разнятся от них; у таких видов споролистики бывают собраны наконце прямостоячей (у наземных видов) или висячей ветви (у эпифитныхвидов) в простые или в разветвленные колосья. Почковидные, одногнездныеспорангии располагаются по одиночке у основания листа, почти в самойпазухе его. Они возникают из группы поверхностных клеточек листа,достигают сравнительно значительной величины и вскрываются двумястворками, на подобие раковины. Споры все - одного рода; они бывают илиокругло тетраэдрические, или билатеральные. У наших видов они прорастаюточень редко. Заростки различной формы: у L. annotinum в виде подземногобеловатого довольно крупного клубня, ведущего сапрофитный образ жизни иразвивающего на верхней поверхности половые органы, архегонии иантеридии; у L. inundatum и у тропического L. cernuum заросток в виденебольшого бледно-зеленого тельца, торчащего из земли и развивающегозеленые плоские лопасти; у основания таких лопастей развиваютсяархегонии, а на них самих антеридия; у тропического же вида L.Phlegmaria заросток бесцветный, в виде ветвистой нити, разрастающейся покоре деревьев; этот заросток размножается выводковыми почками. Архегониии антеридии построены по типу таких же органов папоротников. ВЕвропейской России встречается пять видов П. : L. complanatum L.(баранец, бор-зилле, деряба), L. Selago L., L inundatum L; L. annotinumL. и L. clavatum L. Растут наши виды П. в тенистых еловых и сосновыхлесах, по торфяникам, на глинистой, влажно-песчаной почве. Виды П.находят различное практическое применение; так, споры многих видов,преимущественно же L. clavatum, употребляются в виде детской присыпки(Semen или Pulvis Lycopodii), для пересыпки пилюль, в физических опытахи пр.; в Швеции и Норвегии из стеблей делают половики. Настой стеблей L.Selago служит сильнейшим пургативным и абортивным средством. Высушенныелистья L. clavatum дают лошадям от запора и пр. С. Р. Плафон - плоский, иногда архитектурно расчлененный потолоккомнаты, залы или какого-либо другого внутреннего помещения в здании, вособенности же такой, который украшен лепною работою или живописью.Самая простая разделка П. состоит в том, что поддерживающие потолокпоперечные балки остаются не скрытыми и разделяют его площадь нанесколько продолговатых пространств, при чем как эти пространства, так исамые балки орнаментируются. Древние греки и римляне стали разбиватьпотолок на части не только поперечными балками, но и продольными,пересекающими их под прямым углом, чрез что получались четырехугольные(иногда многоугольные) пространства, так наз. кассеты, декорировавшиесярозетками, звездами и др. лепными орнаментами. Этот прием разделки П.перешел из античной архитектуры в искусство эпохи Возрождения иновейшего времени. Но на ряду с его употреблением, вошло в обычайустраивать П. без сильно выступающих вперед ребер, вообще ровные,ограниченные по краям лепным карнизом, составляющим переход к ним отвертикальных стен здания и украшенные внутри, во избежание монотонностиих обширного поля, скульптурным орнаментом или живописью. В простейшемвиде живопись эта обыкновенно состоит из цветочных и лиственных гирлянд,арабесок, арматур и др. несложных мотивов, а в более роскошномпредставляет собою целые картины, которые пишутся либо прямо напотолочной штукатурке (al fresco), либо на полотне, потом наклеиваемомили натягиваемом на потолок. Старейшие мастера этой, так наз."плафонной", живописи трактовали ее так, как обыкновенно исполняюткартины, т. е. не обращая внимания на то, что на произведение надосмотреть снизу вверх (di sotto in su), и сообразно с этим строилиперспективу изображения; их П. походили на ковры, горизонтальнораспяленные на потолке. Так поступали еще Рафаэль и Микеланджело. Но ужеМелоццо да Форли и Мантенья компоновали П. с таким расчетом, чтобыизображенные фигуры и предметы казались не лежащими, а находящимися ввертикальном положении, и для того рисовали их в надлежащем ракурсе. Ещедальше пошел Корреджо, занимавший пространство П. изображением, как бывидимым чрез отверстие в потолке, под открытым небом (П. пармскогособора). К такой же оптической иллюзии стремились Джулио Романо вплафонной живописи мантуанского палаццо дель-Те и венецианцы (П.Веронезе, Тинторетто и др.), оживлявшие свои гигантские П. (нацр. водворце дожей) массою фигур, представленных на различных планах и вкрайне смелых сокращениях. В, XVII и XVIII ст. распространился обычайвводить в композицию плафонных картин перспективные архитектурныемотивы. Среди многочисленных искусных мастеров по этой части, работавшихв означенных столетиях, особенно прославился венецианец Тьеполо. Вновейшее время одни из художников, как напр. Корнелиус в П. мюнхенскихглиптотеки и црк. св. Людвига, возвратились к манере Рафаэля ипредшествовавших ему живописцев, а другие, как напр. Бодри, вдекоративных панно потолка нового здания парижской оперы, держатсяперспективных приемов Корреджо, Дж. Романо и венецианцев. А. С - в.
Энциклопедия Брокгауза и Ефрона. — С.-Пб.: Брокгауз-Ефрон. 1890—1907.