Паруса


Паруса
Паруса - представляют собой поверхности, служащие для воспринятиядавления ветра, если последний служит в качестве двигателя судна. Всеприспособления, делаемые на судах для применения к нему ветра какдвижущей силы, составляют вооружение парусного судна. В составвооружения входят: рангоут - все деревянные части (или все "деревья"),такелаж - все снасти (веревки) и П. Для удобнейшего ознакомления срангоутом, такелажем и П. здесь рассмотрено вооружение парусного судна стак наз. фрегатской оснасткой (системой П. и снастей). Основную частьего рангоута составляют мачты: фок-мачта, грот-мачта, бизань-мачта ибушприт. Так как такелаж, части рангоута и П. сходны между собой на всехтрех мачтах, то все одинаковые детали их имеют и одинаковые названия, сприбавлением спереди слов: фок (или фор), если предмет принадлежитфок-мачте; грот - если предмет у грот-мачты и бизан (или крюйс) убизань, мачты. Все мачты делаются составными, для удобнейшего обращенияс ними. Нижние части их, прикрепляющиеся непосредственно к корпусусудна, носят названия мачт (в собственном смысле). Продолжение мачтсоставляют стеньги; к стеньге прикрепляется брам-стеньга, верхняя частькоторой наз. бом-брам-стеньгой. нижний конец каждого из этих деревьевимеет назв. шпора, верхний - топа. При соединении мачты со стеньгойимеется полукруглая площадка, называемая марсом, который положен на рамуиз двух продольных брусьев (лонгосалингов) и двух поперечных (краспиц).Под краспицами, для укрепления их, прикреплены к мачте толстые доски,наз. чиксами. При соединении стеньги с брам-стеньгой имеются тольколонгосалинги и краспицы, составляющие салинг, у брам-стеньги, в томместе, где она переходит в бом-брамстеньгу, ставится бом-салинг -круглый бугель (кольцо) с железными ветвями (рожками). Продолжениебушприта представляет утлегарь, к которому в свою очередь прикрепляетсябом-утлегарь. Мачты укрепляются в надлежащем положении при помощиснастей, называемых стоячим такелажем. Те снасти стоячего такелажа,которые удерживают мачты с передней стороны, носят название штагов, сприбавлением к этому названию - название дерева, которое они укрепляют;стен-штаг (от топастеньги), брам-штаг (от брам-стеньги), бом-брам-штаг(от верхнего конца бомбрам-стеньги); нижние штаги получают в прибавлениек своему названию только название мачт, напр. фока-штаг, грот-штаг,бизан-штаг. Штаги соединяют также и мачты между собой, так как идут,напр., от марса одной мачты к салингу другой, от салинга одной кбом-салингу другой и т. д., а также и бушприт с мачтами. Бушприт в своюочередь укрепляется снизу ватер-штагами (от конца бушприта к корпусусудна), утлегарь - штагами (от конца утлегаря) и бом утлегар-штагами (отконца бом-утлегаря). Для укрепления с боков служат у бушприта - бакштаги(ватербакштаги, утлегарь-бакштаги и бом-утлегарь-бакштаги - от тех жемест, где прикрепляются ватер-штаги, утлегарь-штаги и т.д. к бортусудна), у мачт - ванты. Последние носят названия: нижних вант, идущих отмарса к борту; стен-ванты от салинга к марсу и брам-ванты, отбом-салинга к салингу. Для укрепления мачты с задней стороны служатфордуны, идущие от салинга (стен-фордуны); бом-салинга (брам-фордуны), иот верхней части бом-брам-стеньги (бом-брам-фордуны) к борту, позадинижних вант. Последние также служат для противодействия перегибу впередмачты, для чего все прикрепляются к борту позади мачты. Для вытягиваниястоячего такелажа - вант и фордунов - пользуются юферсами с талрепом -родом упрощенных талей, без блоков, где снасть лишь скользить пожелобкам в деревянных или чугунных юферсах. При проволочном стоячемтакелаже употребляют винтовые талрепа. нижний юферс или нижнюю частьвинтового талрепа прикрепляют к железным планкам по борту судна, наз.вант-путинсами. П. на судах разделяются на прямые и косые. Когда судно в покое,первые располагаются поперек корабля, вторые в диаметральной плоскости.Все снасти, необходимые для обращения с ними, составляют бегущийтакелаж. Прямые П. растягиваются по реям, деревьям, подвешенным к мачтамза середину. Реи имеют названия: нижний рей, марса-рей, брам-рей ибом-брам рей. Такелаж реев следующий: нижний рей не изменяет своеположение по высоте относительно мачты и подвешен к последней накороткой цепи (цепной борг); марса-рей подвешивается на марса-фале;брам-рей и бом-брам рей - на брам-горденях и бом-брам-горденях. Серединареев придерживается к мачте при помощи бейфутов. Концы реевподдерживаются в горизонтальном положении при помощи топенантов(марса-топенант, брам-топенант и бом-брам-топенант). Для поворачиванияреев в стороны служат брасы (нижние брасы, марса-брасы, брам-брасы и т.п.). Из косых П. часть растягивается по гафелям - наклонным деревьям,упирающимся нижним концом в мачту. Гафель имеет следующий такелаж:бейфут для соединения с мачтой; гафельгардель для подъема нижнего концагафеля (ближайшего к мачте); дирик-фал - для подъема верхнего концагафеля; эринс-бокштаги, закрепленные к ноку (концу) гафеля и служащиедля поворачивания его. У бизань-мачты парус, прикрепленный сверху кгафелю, имеет снизу другое дерево (в виду того, что парус выходит запределы борта), наз. гиком. Гик прихватывается к мачте бейфутом; другойконец поддерживается гик-топенантами. Для растягивания паруса вниз, гикснабжается гика-шкотом; для поворачивания - гика-брасами. Прямые П.имеют следующие названия: прикрепленные к фока-рею и грот-рею - нижниеП. - фок и грот (на бизань-мачте нет нижнего паруса). К марса-реямприкрепляются марселя (формарсель, грот-марсель и крюйсель); к брам-реямбрамселя, к бом-брам-реям - бомбрамселя. Из косых П., прикрепленные кгафелям называются триселями (фортрисель, грот-трисель и бизань). П.,протягиваемые между мачтами, наз. стакселями, Из них перед фок-мачтойимеются: бом-кливер, кливер, фор-стеньгастаксель и фока-стаксель. Междуфок-мачтой и грот-мачтой: грот-стеньгатаксель и грот-брам-стаксель.Первые П. имеют треугольную форму, последние тряпецоидальную. Кроме этихП. на корабле ставятся в помощь прямым П. на фокмачте и грот-мачте -лиселя - П., присоединяемые сбоку к нижним П., марселям и брамселям. Ониносят названия: ундер-лиселя, марса-лиселя и брам-лиселя. Ониприкрепляются к рейкам, выстреливаемым (выдвигаемым) на реях; нижнийкрай ундерлиселя прикрепляется к выстрелу (шесту), прикрепленному нашарнире к борту. П. шьются из парусины, которая бывает восьми №№, по толщине; самыйтонкий № 8, самый толстый № 1. № парусины, применяемой к шитью П.,зависит от величины судна; кроме того на каждом судне нижние П. делаютсяиз более толстой парусины, чем верхние. Парусина изготовляетсяполотнищами, шириной 24 дм., которые сшиваются при изготовлении П. так,чтобы образовать вертикальные швы. Кромки П. обшиваются шнуром, назыв.лик-тросом, обшитые кромки назыв. шкаторинами. Углы П. имеют различныеназвания, смотря по тем снастям, которые закладываются (закрепляются) вних. У прямых углов верхние углы назыв. нок-бензельными (т. е.прикрепляющиеся при помощи бензеля - особой снастью), нижние углышкотовыми (шкотом назыв. снасть, растягивающая у П. подветреннуюсторону; у прямых П. - кроме нижних - имеются у обоих нижних угловшкоты, прикрепляющие их к нокам [концам] нижележащих рей). У гафельныхП. углы называются: шкотовый, галсовый (галс - снасть, растягивающаянаветренную сторону П.; имеется у прямых парусов лишь у нижних, гдетянется от нижнего угла П. по направлению к носу судна -противоположному направлению шкота), нок-бензельный (у нока гафеля),верхний галсовый (у нижнего конца гафеля). У кливеров и стакселей углыназываются: фаловый (фал стакселя или кливера - снасть, подымающая этиП. вверх; нирал - прикрепляющийся к тому же углу - тянет его вниз, приопускании П.), галсовый и шкотовый (у стакселей, кливеров и триселей вшкотовые углы закладывают два шкота, по одному для каждого борта). Дляуменьшения площади П. (нижних, марселей и триселей; при свежем ветре ит. п.) берутся у парусов рифы. Для этой цели на П., параллельно нижнейшкаторине, располагают несколько рядов коротких веревочек, продетых наобе стороны П. и называемых риф-сезнями. У концов каждого ряда имеетсяболеe крепкая снасть, наз. штык-болт. Для взятия рифов отпускают рей,притягивают к нему сперва обе боковые шкаторины П. для закрепленияштыкболта, затем охватывают при помощи риф-сезней рей, захватив такимобразом часть П. между рядом риф-сезней и реем. У прямых парусовриф-сезни находятся на верхней части П., у косых - на нижней. Так каквзятие рифов представляет собой действие очень трудное и требующеемногочисленной команды, то были придуманы различные способы облегченияэтого дела. Так как труднее всего брать рифы на марселях, как вследствиебольшой их площади, так и вследствие высокого положения их на мачте, тоиногда делают вместо одного - два марселя (по высоте). Такие марсели(площадь каждого = 1/2 площади обыкновенного) имеют название разрезныхмарселей. По другому способу, рифы берутся с помощью наворачивания П. нарею (или на гике - у триселей). Такие П., с вращающимися реями, наз. П.Каннингама, по имени изобретателя. При шторме обыкновенные П.переменяются на штормовые П., значительно меньшего размера и шитые изсамой прочной и толстой парусины. В тех местах, где П. необходимопридать особую крепость или где он трется о какуюнибудь снасть, у негоделаются нашивки, большей частью с изнанки (т. е. стороны,противоположной той, на которую действует ветер). Нашивки называютсябантами, если пришиты поперек полотнищ, напр. риф-банты, служащие дляукрепления П. на месте риф-сезней, и боутами, если нашиты вдольполотница или вкось относительно ее. Подробности о парусах см. - Посьет,"Вооружение военных судов"; В. Петрушевский, "Курс морского дела дляучебного корабля" (1891); П. Федорович, "Морская практика" (1872, ч. I иII); Березин, "Походная книжка воспитанников Морского Училища" (1868);Nares, "Seamanship" (Портсмут, 1886); "Manuel du Manoeuvrier" (П.,1890).

Энциклопедия Брокгауза и Ефрона. — С.-Пб.: Брокгауз-Ефрон. 1890—1907.

Синонимы:

Смотреть что такое "Паруса" в других словарях:

  • ПАРУСА — (Sails) соединение нескольких полотнищ парусины, сшитых вместе, поверхности которых вследствие сопротивления давлению ветра двигают судно. Быть под парусами иметь П. поставленными. Держать полные паруса править относительно ветра так, чтобы П.… …   Морской словарь

  • Паруса —         пандативы, элементы купольной конструкции, обеспечивающие переход от квадратного в плане подкупольного пространства к окружности купола или его барабана. Парус имеет форму сферического треугольника, вершина которого обращена вниз и… …   Художественная энциклопедия

  • Паруса — *ПАРУСА, т. е. поверхности, к рыя вслѣдствіе сопр ленія давленію вѣтра двигаютъ к бль; раздѣляются на прямые и косые. Первые привязываются къ реямъ и располагаются перпенд но къ діаметр. плоскости судна; вторые привязываются къ гафелямъ или… …   Военная энциклопедия

  • Паруса — • Паруса • Пандативы Паруса – треугольные сферические элементы купольной конструкции. С помощью паруса возводится купол над четырехугольным в плане помещением …   Словарь строителя

  • ПАРУСА — (пандативы), в архитектуре элементы купольной конструкции, обеспечивающие переход от квадратного в плане подкупольного пространства к окружности купола или его барабана. Имеют форму сферических треугольников с обращенными вниз вершинами и… …   Современная энциклопедия

  • ПАРУСА — (пандативы) элементы купольной конструкции в форме сферического треугольника, обеспечивающие переход от квадратного в плане подкупольного пространства к окружности купола или его барабана. Для этого по сторонам квадрата возводятся арки, а… …   Большой Энциклопедический словарь

  • ПАРУСА — (лат. Vela) созвездие Южного полушария, в котором обнаружен пульсар PSR 0833 45 …   Большой Энциклопедический словарь

  • Паруса — (лат. Vela), созвездие Южного полушария, в котором обнаружен пульсар PSR 0833 45 …   Энциклопедический словарь

  • паруса — (пандативы), элементы купольной конструкции в форме сферического треугольника, обеспечивающие переход от квадратного в плане подкупольного пространства к окружности купола или его барабана. Для этого по сторонам квадрата возводятся арки, а… …   Энциклопедический словарь

  • паруса — сущ., кол во синонимов: 3 • парусина (11) • парусища (2) • созвездие (121) Словарь …   Словарь синонимов

Книги

  • Паруса. Избранное, Орлов Игорь Борисович. В сборник "Паруса" вошли избранные стихотворные произведения Орлова Игоря Борисовича. Некоторые из них посвящены важным историческим событиям и их оценке. Многие отражают юбилейныедаты и… Подробнее  Купить за 363 руб
  • Паруса над колыбелью, И. И. Фирсов. Цель книги "Паруса над колыбелью" - рассказать об истоках зарождения Военно-Морского Флота нашей страны, показать участие в этом русских людей-от крестьянина до царя Петра I. Немало страниц… Подробнее  Купить за 360 руб
  • Паруса. Избранное, Орлов Игорь Борисович. В сборник `Паруса` вошли избранные стихотворные произведения Орлова Игоря Борисовича. Некоторые из них посвящены важным историческим событиям и их оценке. Многие отражают юбилейные даты и… Подробнее  Купить за 325 грн (только Украина)
Другие книги по запросу «Паруса» >>