- Нартские
- Нартские богатыри. - Сказания о нартах - древнем горском народе,родственном кабардинцам - до сих пор сохранились у терских кабардинцевПятигорского отдела. По преданию, нарты населяли нынешнюю Кубанскуюобласть и вообще весь сев. Кавказ. В народном воображении они рисуютсябогатырским племенем, проводившим время в набегах и поиске опасныхприключений. Слово "нарт" сделалось нарицательным и служит синонимомудалого, доброго молодца. Врагами нартов являются мифическиегиганты-идиоты, пожиравшие человеческое мясо - эмегены. Последние,несмотря на свое физическое превосходство, не могли устоять противнесравненно более развитых нартов. Затем сказания говорят о борьбе статарскими ханами, известными нам из истории; предание, таким образом,сливается с действительностью. В песнях прежних странствующихпевцов-поэтов, так назыв. гегуако, прославляются богатырские подвигиотдельных героев из Н. племени. Свои победы герои одерживают при помощинеобыкновенных коней, переплывающих обширные моря, говорящихчеловеческим голосом и способных принимать вид всевозможных животных. Немалое содействие также оказывает богатырский меч - сырпин. Древнейшимнартским героем является в песнях Урызмек, который по совету прекраснойкняжны Сатаной, сделавшейся позже его женой, залез в жерло пушки, чтобыпутем выстрела попасть на небо и там убить врага своего народа - Нука.Другой богатырь, Рачикау, по преданию - сын русского поселенца.Позднейшие песни сложены про Айдемыркана, воспитывающегося при дворекрымского хана Довлет-гирея. И у него есть чудная лошадь, естьнепобедимое оружие, но общая обстановка, среди которой он действует,более правдоподобна и близка к действительности. См. "Сборник материаловдля описания племен и местностей Кавказа" (Тифлис, 1881, 1886 и 1888,вып. 1, 5 и 6). Нарцисс (NarkiissoV) - красивый юноша из Фестий илиЛакедемона, сын реки Кефисса и нимфы Лейриопы. На вопрос, какова будетсудьба мальчика, Тирезий ответил Лейриопе, что он достигнет старости,если не увидит сам своего лица. О смерти Н. мифология сохраниланесколько рассказов, из которых известнейший прекрасно передан Овидием("Metam.", III, 339 - 510). В жаркий день Н., никого никогда нелюбивший, нагнулся над чистым источником и увидел свое лицо: с того жемомента он влюбился в себя и скоро умер, при чем тело его обратилось вцветок.
Энциклопедия Брокгауза и Ефрона. — С.-Пб.: Брокгауз-Ефрон. 1890—1907.