- Локомотив
- Локомотив - Машина, сама себя передвигающая и, при этом, могущаятянуть за собой груз. Самая употребительная и наиболее в настоящее времяважная из этих машин - паровоз, применяемый на жел. дорогах для тягипоездов. Но в современной технике начинают приобретать значение многиедругие типы Л. для передвижения по рельсовым путям, отличающиеся отпаровозов принятой конструкции либо тем, что отличительный дляпоследнего котел трубчатой (паровозной) системы заменен в нихпарообразователем особого рода, либо же совершенным устранением паровоймашины, вместо которой употребляются другие генераторы силы. По родуэтих генераторов Л. могут быть названы керосиновозами, электровозами ит. д. Паровоз имеет недостатки. Качающиеся части паровой машиныпроизводят толчки и удары, делающие ход беспокойным. Вполне устранитьэти вредные колебательные движения в механизме паровоза невозможно.Вместе со скоростью хода паровоза возрастают поперечные и вертикальныеудары, производимые качающимися частями механизма, от чего поездподвергается опасности схода с рельсов. Электрические Л. не имеюткачающихся частей, вследствие чего скорость хода их может бытьзначительно увеличена. Устранение дыма, уменьшение мертвого весадвигателя, избежание опасности взрывов, упрощение управления и другиеулучшения, которые могут быть осуществлены в электрических и др. Л.,дают им преимущества над паровозами в некоторых случаях. Некоторыемашины особого рода, применяемые для передвижения вагонов, а именноаппараты с мгновенным парообразователем (сист. Серполле), машины,основанные на работе сжатого воздуха (сист. Мекарского, Юза иЛанкастера) и светильного газа (сист. Люрига), составляющие одно целое спередвигаемым ими вагоном, не могут быть отнесены к разряду Л. в тесномсмысле. К настоящим же Л. принадлежат, кроме паровозов, так назыв. Л.без топок, керосиновые и бензиновые, натровые, аммиачные иэлектрические. Л. без топки, сист. Ламм-Франка, назначен для городскихтрамваев, для подземных железных дорог и вообще для всех тех случаев,когда желательно иметь двигатель, работа которого не сопровождалась бывыделением дыма и выбрасыванием искр и угольков. Роль котла в этомлокомотиве исполняет цилиндрический резервуар, наполняемый до 3/4 объемагорячей водой. Перед началом работы резервуар приводится в сообщение спостоянным котлом высокого давления до тех пор, пока упругость пара впервом не сравняется с упругостью пара во втором, на что, в зависимостиот величины котла и абсолютного давления пара, требуется от 5 до 15минут. Заправленный таким образом Л. может работать в течение 5 - 6часов. Наружная обшивка резервуара, состоящая из нескольких чередующихсяслоев войлока и обшивочного железа, настолько предохраняет его отохлаждения, что упругость пара во время стоянок Л. зимой на открытомвоздухе спадает в течение ночи не больше чем на одну атмосферу, изаправленный вечером Л. может утром начать работу, не нуждаясь в новойзаправке. Отсутствие искр, дыма и бросания воды в трубу во время работы,простота устройства Л., позволяющая доверить управление им простомурабочему, невозможность образования котельного камня и долговечность,сравнительно с паровозом, дали возможность этому Л. в некоторых местахвытеснить из употребления обыкновенные небольшие паровозы, употребляемыедля маневровой службы в мастерских жел. дор. Они употребляются также длятяги поездов, напр. на трамваях в окрестностях Парижа и на линии междуЛиллем и Рубе. Начальная температура воды в резервуаре обыкновенноустанавливается в 200 С
Энциклопедия Брокгауза и Ефрона. — С.-Пб.: Брокгауз-Ефрон. 1890—1907.