Композиция


Композиция
Композиция - в начертательных искусствах, сочинение художником егопроизведения, т. е. перенесение архитектором в проект сооружения,скульптором в рельеф или статую, живописцем в картину или рисунок,орнаментистом в декоративное изделие тех линий, форм и образов, которыееще смутно рисуются в его воображении, и составление (compositio) изних, при помощи средств и технических приемов, свойственных его отраслиискусства, органического целого, определенно выражающего задуманное имсодержание. Установить более или менее точные правила для художественнойК., как пытались делать это некоторые эстетики в пору господстваакадемического классицизма, невозможно, потому что наше представление обизящном совершенно относительно и изменяется, смотря по времени, месту,народности и распространенным в обществе убеждениям и вкусам. Можноуказать по этой части лишь на некоторые общие требования, вытекающие неиз каких-либо теоретических положений, но из рассмотрения произведенийискусства, всесветно признаваемых высокими, образцовыми. И здесь, как вовсех других областях, подобные произведения не составляют продуктаправил, но дают указания на них. Во-первых, в К. не должно быть ничегони недостающего, ни излишнего; необходимо, чтобы каждая ее часть имелаправо на свое место в ней, ввиду существования прочих частей, чтобы всечасти согласовались между собой, были подчинены одной, главной, исодействовали, каждая по-своему, ее первенствующему значению. Не надо,чтобы второстепенное, своим обилием и видной ролью, затмевалосущественное: избыток аксессуаров и деталей, которыми современныехудожники иногда любят загромождать свои создания, столь же вредит К.,как и отсутствие в ней частностей, помогающих ясному разумению еесодержания. Во-вторых, художник, особенно скульптор или живописец,должен помнить, что материал для его творчества заключается единственнов природе и что, поэтому, заимствуя из нее формы и образы, он обязан неприбавлять к ним ничего от себя, ничего измышленного, ненаблюдаемого вдействительности. Все, что дозволительно для него при воспроизведенииэтих форм и образов, и не только дозволительно, но даже, в некоторыхслучаях, требуется как необходимое условие, это - устранение случайныхчерт, без которых не обходится ничто в природе, и которые, однако,способны заслонять собой существенные, характерные черты предмета. Темменее рационально будет, со стороны художника, если он, для передачисвоих идей, станет изобретать совершенно произвольные, фантастическиеобразы: они явились бы в его произведении символами, непонятными илималопонятными для зрителя, требующими от него напряжения ума, анедействующими прямо на его чувство и, следовательно, охлаждающимивпечатление, производимое К. Когда же, по условиям задачи, приходитсяпоневоле прибегать к символике и аллегории, или пускаться в областисверхъестественного, то и тогда надо сколь возможно более держатьсядействительности, допуская отступления от нее лишь в комбинации целыхобразов, но отнюдь не в них самих или в их частях. Так, напр., врелигиозной живописи, неземные существа могут быть представляемывосседающими на облаках, окрыленными, парящими в воздухе, но фигуры ихдолжны иметь человеческий облик и не поражать своими уклонениями оттого, что мы видим в природе. Далее, не следует забывать, что каждаяотрасль искусства имеет свою область и свои границы, за которые нельзяпереступать безнаказанно, что у каждой отрасли есть средства длявыполнения известного рода задач, а для выполнения других - несуществует. То, что легко поддается поэзии и музыке, порою вполненедоступно для скульптуры и живописи, и наоборот. Самому искусномуживописцу не передать, напр., мелодии соловьиного пения или звуковморского прибоя, как самому талантливому музыканту не передать игрысолнечных лучей на ярких лепестках розы или красоты форм молодойстройной женщины. Вторгаться в чужую область, равно как делать предметомвоплощения в своей К. слишком отвлеченные, туманные идеи, художнику,который посвятил себя начертательному искусству, воспрещается подстрахом полнейшей неудачи. Несоблюдение этого правила неминуемо приведетего, как ни был бы он искусен и умен, к созданию, быть может,глубокомысленной, но холодной, неудобопонятной, а иногда и крайнестранной К., вроде, напр., фресок Шинкеля и Корнелиуса под портикомстарого музея в Берлине, или большинства картин Вирца, в музее егоимени, в Брюсселе. Наконец, достоинство К. зависит, главным образом, отстепени талантливости художника - от силы его фантазии, его вдумчивости,строгого отношения к самому себе, знания меры, артистического чутья, -словом, от врожденных способностей, не приобретаемых опытом, хотя иизощряющихся, благодаря ему. Обладание техническими приемами тут почтине при чем, и К. может быть превосходной, будучи выполнена в отношенииэтих приемов далеко не мастерски. А. С - в.

Энциклопедия Брокгауза и Ефрона. — С.-Пб.: Брокгауз-Ефрон. 1890—1907.

Синонимы:

Антонимы:

Смотреть что такое "Композиция" в других словарях:

  • Композиция — (от латинского «componere» складывать, строить) термин, употребляемый в искусствоведении. В музыке К. называется создание музыкального произведения, отсюда: композитор автор музыкальных произведений. В литературоведение понятие К. перешло из… …   Литературная энциклопедия

  • Композиция —         (от лат. compositio составление, сочинение), 1) построение художественного произведения, обусловленное его содержанием, характером и назначением и во многом определяющее его восприятие. Композиция важнейший организующий компонент… …   Художественная энциклопедия

  • КОМПОЗИЦИЯ — (лат., этим. см. пред. слово). 1) соединение отдельных предметов в одно целое. 2) состав, из которого приготовляются поддельные драгоценные камни. 3) музыкальное сочинение. 4) техническое выражение для различных металлических сплавов. Словарь… …   Словарь иностранных слов русского языка

  • композиция — и, ж. 1. composition f., пол. kompozycyja <, ит. composizione. Иск. Сочинение, создание произведений искусства; составление чего л. Сл. 18. Фасад, в котором нижний карниз дорической, а главной средней карниз собственной господина сочинителя… …   Исторический словарь галлицизмов русского языка

  • КОМПОЗИЦИЯ — КОМПОЗИЦИЯ, композиции, жен. (лат. compositio составление) (книжн.). 1. Теория составления музыкальных произведений (муз.). Он занимается композицией. Класс композиции в музыкальной школе. || Музыкальное произведение (муз.). Это очень талантливая …   Толковый словарь Ушакова

  • КОМПОЗИЦИЯ — (от лат. compositio составление связывание),1) построение художественного произведения, обусловленное его содержанием, характером, назначением и во многом определяющее его восприятие. Композиция важнейший, организующий элемент художественной… …   Большой Энциклопедический словарь

  • композиция — См …   Словарь синонимов

  • Композиция —     КОМПОЗИЦИЯ. Под композицией произведения в широком смысле этого слова следует понимать совокупность приемов, использованных автором для «устроения» своего произведения, приемов, создающих общий рисунок этого последнего, распорядок отдельных… …   Словарь литературных терминов

  • КОМПОЗИЦИЯ — (от латинского compositio сложение, составление), 1) построение художественного произведения (литературного, музыкального, живописного и т.п.), обусловленное его содержанием, характером, назначением и во многом определяющее его восприятие.… …   Современная энциклопедия

  • Композиция — (от латинского compositio сложение, составление), 1) построение художественного произведения (литературного, музыкального, живописного и т.п.), обусловленное его содержанием, характером, назначением и во многом определяющее его восприятие.… …   Иллюстрированный энциклопедический словарь

  • КОМПОЗИЦИЯ — во Франкском государстве денежная компенсация потерпевшему за вред, причиненный преступлением. Получение К. было запрещено в Великом ордонансе 1357 г …   Юридический словарь

Книги

Другие книги по запросу «Композиция» >>