- Салиас-де-Турнемир Елизавета Васильевна
- Салиас-де-Турнемир (гр. Елизавета Васильевна, рожденная Сухово-Кобылина) - писательница (1815 - 92), известная под псевдонимом Евгения Тур. Образование ее было поручено выдающимся московским учителям и ученым: литературу ей преподавал С.Е. Раич (поэт), историю - Морошкин , физику - Максимович. Самое сильное влияние на нее имел Надеждин . Образование ее было закончено за границей. В Париже она вышла замуж за графа С.; часто проживала по несколько лет за границей, где, как и в Москве, собирала вокруг себя известных писателей и ученых. Т.Н. Грановский , П.Н. Кудрявцев , И.С. Тургенев , А.Н. Афанасьев были из числа ее близких друзей. Известный писатель, гр. Салиас - родной сын С., а Сухово-Кобылин , автор "Свадьбы Кречинского" - брат ее. На литературное поприще выступила в "Современнике", в 1849 году, повестью "Ошибка". В следующем же году "Современник" объявлял, что печатание обещанного романа Некрасова и Стебницкого "Мертвое озеро" откладывается, чтобы дать место новому произведению автора "Ошибки", так понравившейся публике, - роману "Племянница". Как повесть, так и роман имели большой успех. Тургенев пророчил автору блестящую будущность и посвятил разбору вводного эпизода в романе (под заголовком "Антонина") большую статью. Также тепло отнеслись к дебютантке Дружинин и Ап. Григорьев , но дальнейшие произведения С. ("Три поры жизни", "Долг", "На рубеже", "Старушка" и другие) большого успеха не имели. Герои повестей и романов С. - люди большого света, без дела, без воли и каких бы то ни было интеллектуальных стремлений; отношение к ним автора - отрицательное; положительными типами являлись героини, олицетворявшие обманутую добродетель и безвинное страдание. Любовь в произведениях С. имела значение "единственной задачи, для которой строились подмостки и леса повести". Написаны они все хорошим языком, живым, изящным и тонко отделанным. Начиная с 1857 года С. пишет в "Русском Вестнике" статьи критико-биографического характера, но в 1860 году покидает страницы журнала вследствие полемики с редактором (о г-же Свечиной ), по поводу которой Писарев тогда же говорил, что "Русский Вестник" не уважает умственной самостоятельности своих сотрудников. В 61-м году она основывает собственный журнал "Русская Речь"; здесь она вела отдел художественной и литературной критики. "Русская Речь" просуществовала всего один год, а под редакцией С. - лишь полгода, так как в мае 1861 года журнал был соединен с "Московским Вестником", а главную редакцию взял на себя один из друзей С., Е.М. Феоктистов . В "Русской Речи" С. писала об Авдееве , о Крестовском , Достоевском . Достоевский напечатал тогда лишь первые свои четыре крупные вещи, но тонкому литературному чутью С. уже тогда было вполне ясно, что это громадный, великий талант. Историко-литературный интерес представляет ее критический очерк об "Отцах и детях" Тургенева ("Северная Пчела"). Некогда сама прославленная знаменитым писателем и своим другом, она ополчается на "Отцов и детей" с искренним возмущением, с большой злобой и горечью. "Неужели, - писала она, - все молодое поколение, эта надежда России, эти живые, зреющие силы, эти ростки и соки должны походить на Базарова, Аркадия или Ситникова?!". По ее мнению, Тургенев "лучшие исключения из старого поколения воплотил в отцах, а самые уродливые из молодого - в сыновьях, в детях". Умение С. отрешаться от личных интересов и счетов выразилось еще яснее в разборе романа сына ее: "Пугачевцы". Она выступила в "Новом Времени" с обвинением его в "реализме", который ей представлялся в виде грозного чудовища, поглощающего все то лучшее, что было привито русскому обществу сороковыми годами. Последние годы своей жизни С. посвящает детской литературе и повестям для юношества. Все написанное ею в этой области ("Катакомбы", "Последние дни Помпеи", "Княжна Дубровина", "Сергей Бор. Раменский", масса сказок) имеет большую ценность и занимает видное место в литературе для юношества. В 80-х годах С. напечатала несколько произведений духовного характера. А. Л-ая.
Биографический словарь. 2000.