Осел

Осел
(Быт.22:3 ), ослица (Чис.22:21 ) - домашнее животное, весьма часто упоминаемое в свящ. Писании и составлявшее предмет значительного богатства у Евреев в древние времена. У Иова например было пятьсот ослиц (Иов.1:3 ). Стада ослов были иногда столь многочисленны, что требовали особенных приставников (Быт.36:24 ). Домашний осел без сомнения есть самое пригодное для домашних работ животное, и в некоторых местах предпочитается даже лошади. Кожа его замечательно толста и прочна и даже в наше время употребляется для выделки пергамента, барабанной кожи, книжных переплетов и проч., цвет шерсти пепельно-серый с бурою продольною полосою вдоль спины, иногда красноватый, иногда серебристо-белый. На ослицах белого цвета, во времена Судей, ездили преимущественно люди почетные (Суд.5:10 ). Ослы оставались в употреблении у Израильтян и после того, как были введены в употребление Соломоном лошади, даже до плена Вавилонского и после. Сам Господь предпринял торжественный вход в Иерусалим, сидя на ослице и молодом осле, сыне подъяремной (Мат.21:2 ,7). Слова в кн. Бытия: "Он привязывает к виноградной лозе осленка своею, и к лозе лучшего винограда своего сына ослицы своей" (Быт.49:11 ) указывают на непрестающие плодородие и обилие в колене Иудовом. Ослицы особенно ценились в верховой езде. Они давали также много молока, во многих местах употребляемого в пищу и как лекарство. Ослы употреблялись при земледелии, особенно для пашни и приготовления почвы под посев (Ис.30:24 , Ис.32:20 ). Запрещение в книге Второзакония не пахать на воле и осле вместе (Втор.22:10 ) могло быть основано отчасти на неравенстве сил осла и вола, от чего нельзя возлагать на них одинаковую тяжесть, но главным образом было направлено к тому, чтобы символически означить отделение Иудеев от окружающих народов. Осла почитали в древние времена настолько полезным и необходимым, что увести осла у сироты (Иов.24:3 ) было бы все равно то же, что и отнять последнюю корову у бедняка в наше время. Привязанность осла к своему хозяину и собственнику составляет одну из отличительных особенностей этого животного. В этом отношении он совершенно походит на собаку. Посему-то особенно выдается суровость обличения пророка против Израиля: "Вол знает владетеля своего и осел ясли господина своего" (Ис.1:3 ). Однажды в Самарии был такой голод, что платили большие деньги - 80 сиклей серебра за такую небольшую и мало питательную часть мяса, как ослиная голова, и при этом не гнушались даже есть такое мясо, которое запрещалось законом, так как осел считался нечистым животным, и потому не употреблялся ни в пищу, ни в жертвоприношениях. Околевших ослов обыкновенно выбрасывали в открытое поле, и та часть трупа, которую не успели еще пожрать хищные звери и птицы, под лучами палящего солнца издавала отвратительное зловоние и отравляла воздух. С выброшенным трупом осла сравнивается у пр. Иеремии положение по смерти человека своекорыстного и бессердечного. "Не будут оплакивать его: увы, брат мой, и: увы, сестра! Не будут оплакивать его: увы, государь, и: увы, его величие!". Пророк говорит так об Иоакиме царе Иудейском. "Ослиным погребением он будет погребен, вытащат его и бросят далеко за ворота Иерусалима". (Иер.22:19 ). Место в кн. (Чис.20:28 ) касательно того, что ослица заговорила под Валаамом человеческим языком, объяснить не трудно, именно: не всесилен ли Создатель всей твари, сотворивший человека и скот, отнять дар слова у первого и дать оный последнему, как и в начале творения Он дал слово человеку и лишил этого дара животное? Арабские ослы имеют легкий и скорый шаг. В Персии, Сирии и Египте на Арабских ослах обыкновенно ездят туземные женщины и эти ослы особенно ценны в странах гористых, будучи много надежнее лошадей при в езде и спуске с гор. Они делают обыкновенно по четыре мили в час. Кроме домашних у Евреев были еще дикие ослы или онагры (Иов.39:5 ). Измаил, в предречении об его образе жизни, называется диким ослом (Быт.16:12 ). Дикие ослы обыкновенно бродили стадами по пустыням и степям (Ис.32:14 , Ис.8:9 ), питаясь травою и отличаясь дикою любовью к свободе.

Библия. Ветхий и Новый заветы. Синоидальный перевод. Библейская энциклопедия.. . 1891.

Игры ⚽ Нужно решить контрольную?
Синонимы:
, , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , ,


Полезное


Смотреть что такое "Осел" в других словарях:

  • осел — См …   Словарь синонимов

  • осел — ОСЁЛ и осел муж. осил, силок; накидная петля, аркан, от осилить, совладать, поймать. II. ОСЁЛ муж. животное конского рода, Equus asinus, ишак. | * Глупый, ленивый человек. Ослова прыть. Ослий, ослиный розум. Ослячьи уши. Осла знать по ушам,… …   Толковый словарь Даля

  • ОСЕЛ — дикий (африканский дикий осел) непарнокопытное животное рода лошадей; высота в холке 1 1,2 м. Обитает в степях и пустынях Африки. под угрозой исчезновения, в Красной книге Международного союза охраны природы и природных ресурсов (МСОП).… …   Большой Энциклопедический словарь

  • Осел — (евр. хамор, ослица атон; греч. онос): 1) О. (Equus asinus) с древних времен известен как вьючное животное. Из ВЗ известно, что О. владели Авраам (Быт 12:16; 22:3)и Иаков (Быт 30:43). На О. ездили верхом (Исх 4:20; Нав 15:18; 1Цар 25:20), их… …   Библейская энциклопедия Брокгауза

  • оселѣ — (1*) нар. Отныне: ˫ако да не оселѣ объдьржатьсѧ невѣжьствомь отьче помышлѥниѥ правовѣрно отъкрываѥмъ. (ἀπὸ τοῦ νῦν) КЕ XII, 52а. Ср. отъселѣ …   Словарь древнерусского языка (XI-XIV вв.)

  • осел —     ОСЕЛ, ишак     ОСЛИНЫЙ, ишачий …   Словарь-тезаурус синонимов русской речи

  • ОСЕЛ — Мифопоэтический образ О. распространён с глубокой древности (в египетских изображениях О. известен уже с 4 го тыс. до н. э.). С одной стороны, О. священное животное, одна из ипостасей божества, объект культа и т. п., с другой символ глупости,… …   Энциклопедия мифологии

  • Осел — (Asinus). О. составляет лишь особый подрод в роде лошади(Equus). Он отличается от подрода собственно лошади отсутствиеммозолистых утолщений на задних ногах и хвостом, покрытым при основаниикороткими волосами, а от третьего подрода тигровых или… …   Энциклопедия Брокгауза и Ефрона

  • осел — голос • изменение, субъект, отрицательная …   Глагольной сочетаемости непредметных имён

  • Іоселіані — прізвище …   Орфографічний словник української мови

  • ОСЕЛ — (Equus asinus), подрод лошадиных, включающий диких и дом. ж ных. Дикие О. в наст. время сохранились только в Сев. Вост. Африке. Имеются 2 их подвида: абиссино нубийский (мелкий, светлой окраски с темным крестом на спине и лопатках) и сомалийский… …   Справочник по коневодству


Поделиться ссылкой на выделенное

Прямая ссылка:
Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»