ОСЕЛ

ОСЕЛ
ОСЕЛ
Мифопоэтический образ О. распространён с глубокой древности (в египетских изображениях О. известен уже с 4-го тыс. до н. э.). С одной стороны, О.- священное животное, одна из ипостасей божества, объект культа и т. п., с другой - символ глупости, невежества, упрямства, низости, ненависти, насилия, отсутствия достоинства, похоти, жизни в её материально-телесном аспекте (реже О. рассматривается как воплощение терпения, смирения, умеренности, твёрдости и т. п.; в буддизме О.- символ аскетизма, униженности; у древних евреев - мира и спасения). В Древнем Египте О.- одна из форм солнечного божества (в аспекте растущего, восходящего солнца), в то же время с образом О. связан Сет. В Вавилоне в образе О. представлялся бог Ниниб. В древнееврейской традиции О. выступает как священное животное судей, царей, пророков (ремень из кожи О. использовался для наказания виновного в соответствии с решением суда). Ослица Валаама (Чис. 22) оказывается не только мудрее своего хозяина, но и сообщницей ангела, выполняющего божью волю. Священный царь, согласно пророчеству, «праведный и спасающий, кроткий, сидящий на ослице и на молодом осле, сыне подъяремной» (Зах. 9, 9), грядёт, чтобы возвестить мир народам. Отношение древних евреев к О. трактовалось античными писателями как культовое почитание его и вызывало осуждение. Позже аналогичное обвинение адресовалось и христианам, которые, так же как и некоторые гностические секты, рассматривали О. как священное животное. Распространенные темы христианской религиозной живописи - въезд Иисуса Христа на О. в Иерусалим и бегство в Египет, в котором также участвует О. Античный «праздник дураков» (сатурналии) имел в средние века продолжение в особом травестийном ритуале чествования О., на котором Иисус Христос въезжал в Иерусалим [«ослиным богом» называли животное, ритуально убиваемое в середине зимы во время сатурналий; ср. позже убийство «рождественского» дурака, что возвращает к теме умирающего бога и мифологеме, отождествляющей жертвенное животное (в данном случае О.) с божеством]. В средние века, главным образом на севере Франции, отмечался (14 января) т. н. «ослиный праздник» в память бегства в Египет. Наряду с этим существовали и официально освящённые церковной традицией ритуалы типа пасхального объезда патриарха на осляте в Москве в 17 в.; в средние века О. связывался с вербным воскресеньем и со святым Николаем.
В древности О. был, видимо, священным животным и в ряде других традиций, например у фригийцев, и, может быть, фракийцев. Некоторые исследователи считают, что сюжет о музыкальном поединке фригийского силена Марсия с Аполлоном (в другом варианте - Пана с Аполлоном) и присуждении победы Марсию (Паяу) фригийским царём Мидасом, которому Аполлон в наказание дал ослиные уши (символ глупости в одних традициях и мудрости в других), представляет собой этиологическое обоснование жертвоприношения О. (одним из атрибутов Силена и Приапа был О.). В мусульманской традиции О.- одно из животных неба. Иногда О. выступает как ездовое животное божества. В ряде вариантов колесница Ашвинов запряжена ослом (РВ I 34,9; 116,2; VIII 74,7) или несколькими ослами, с помощью которых Ашвины выиграли соревнование, проводившееся по случаю свадьбы Сомы и Сурьи (АВ IV 7-9). В китайской традиции О.- божественный скакун. Некогда было очень широко распространено представление о возможности превращения человека в О.: об этом свидетельствуют соответствующие поверья (у армян был обычай жертвенного заклания О. на могиле предка должника; считалось, что душа покойного предка превратится в О., если долг не будет выплачен), сюжеты античной литературы («Метаморфозы, или Золотой осёл» Апулея), многочисленные сказки. В сказках О. то является образцом мудрости, благоразумия, хитрости (О. часто выходит победителем в конфликте с другими), даже предприимчивости (ср. сказки об умном, хитроумном, сметливом, говорящем О.), то, наоборот, символизирует глупость и упрямство (О. своим рёвом привлекает внимание хищников, которые его поедают, и т. п.). Известны сказки о происхождении О. (напр., у алтайских татар). О.- не менее частый персонаж и в литературных произведениях - баснях (у Эзопа, Федра, Видная и т. д., вплоть до новейшего времени), апологах, фаблио, циклизованном книжном животном эпосе. В средневековом «Романе о Ренаре» участвует О. Бодуэн, выступающий как придворный проповедник. Образ О. широко используется в пословицах и поговорках, в аллегориях, эмблематике. В средневековом искусстве (в частности, в скульптуре) довольно часты и такие композиции, как музицирующий О. или ясли, около которых находится О., кортеж животных, среди них особо отмечен О., и др. В народной медицине на О. «отсылают» болезни; копыта, уши, шкура, помёт О. и особенно волосы из тёмного креста на спине О., который, по народным поверьям, появился в знак того, что на нём восседал Иисус Христос, считаются целительными.
Лит.: Фрейденберг О. М., Въезд в Иерусалим на осле, в её кн.: Миф и литература древности, М., 1978; Ball С. J., The ass In Semitic mythology, «Proceedings of the Society of Biblical Archaeology», 1910, v. 32; Funk and Wagnalls standard dictionary of folklore, mythology and legend, N. Y., 1972, p. 88-84;
Jоbes G., Dictionary of mythology, folklore and symbols, pt 1, N. Y., 1961, p. 142-43, 462;
Rоux J.-P., Faune et flore sacrées dans les sociétés altaiques. P., 1966.
В. Н. Топоров.

(Источник: «Мифы народов мира».)

.

Игры ⚽ Нужна курсовая?
Синонимы:
, , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , ,


Полезное


Смотреть что такое "ОСЕЛ" в других словарях:

  • осел — См …   Словарь синонимов

  • осел — ОСЁЛ и осел муж. осил, силок; накидная петля, аркан, от осилить, совладать, поймать. II. ОСЁЛ муж. животное конского рода, Equus asinus, ишак. | * Глупый, ленивый человек. Ослова прыть. Ослий, ослиный розум. Ослячьи уши. Осла знать по ушам,… …   Толковый словарь Даля

  • ОСЕЛ — дикий (африканский дикий осел) непарнокопытное животное рода лошадей; высота в холке 1 1,2 м. Обитает в степях и пустынях Африки. под угрозой исчезновения, в Красной книге Международного союза охраны природы и природных ресурсов (МСОП).… …   Большой Энциклопедический словарь

  • Осел — (евр. хамор, ослица атон; греч. онос): 1) О. (Equus asinus) с древних времен известен как вьючное животное. Из ВЗ известно, что О. владели Авраам (Быт 12:16; 22:3)и Иаков (Быт 30:43). На О. ездили верхом (Исх 4:20; Нав 15:18; 1Цар 25:20), их… …   Библейская энциклопедия Брокгауза

  • оселѣ — (1*) нар. Отныне: ˫ако да не оселѣ объдьржатьсѧ невѣжьствомь отьче помышлѥниѥ правовѣрно отъкрываѥмъ. (ἀπὸ τοῦ νῦν) КЕ XII, 52а. Ср. отъселѣ …   Словарь древнерусского языка (XI-XIV вв.)

  • осел —     ОСЕЛ, ишак     ОСЛИНЫЙ, ишачий …   Словарь-тезаурус синонимов русской речи

  • Осел — (Asinus). О. составляет лишь особый подрод в роде лошади(Equus). Он отличается от подрода собственно лошади отсутствиеммозолистых утолщений на задних ногах и хвостом, покрытым при основаниикороткими волосами, а от третьего подрода тигровых или… …   Энциклопедия Брокгауза и Ефрона

  • осел — голос • изменение, субъект, отрицательная …   Глагольной сочетаемости непредметных имён

  • Іоселіані — прізвище …   Орфографічний словник української мови

  • ОСЕЛ — (Equus asinus), подрод лошадиных, включающий диких и дом. ж ных. Дикие О. в наст. время сохранились только в Сев. Вост. Африке. Имеются 2 их подвида: абиссино нубийский (мелкий, светлой окраски с темным крестом на спине и лопатках) и сомалийский… …   Справочник по коневодству


Поделиться ссылкой на выделенное

Прямая ссылка:
Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»