Иеровоам


Иеровоам
(народ умножается) - имя двух царей Израильских:
а) (3Цар.11:26 ) первый царь десяти колен (975 - 954 до Р.Х. ). Его отец был Нават Ефремлянин из города Цереды, лежавшего в равнине Иорданской (2Пар.4:17 ). Энергия и деятельность молодого Иеровоама обратили на него особенное внимание Соломона, возобновлявшего в то время г.Иерусалим. Соломон поставил его смотрителем над оброчными из дома Иосифова (3Цар.11:28 ). В этот период жизни Иеровоама пророк Ахия, Силомлянин, встретил его на поле, вне Иерусалима, и разодрав на 12 частей новую одежду, бывшую на нем, дал ему десять частей и предсказал, что Бог поставит его царем над десятью из 12 колен Израилевых. Иеровоам возмутился против Соломона. Соломон же хотел умертвить Иеровоама, но Иеровоам встал и убежал в Египет к Сусакиму, царю Египетскому и жил в Египте до смерти Соломоновой. Заметим при этом, что Египет уже и прежде сего служил убежищем для Адера (3Цар.11:17 ,48). Когда Ровоам отправился в Сихем вступить на престол, Иеровоам был вызван из Египта Израильтянами, и вместе с ними просил Ровоама облегчить тяжкое иго, наложенное на них Соломоном. Суровый отказ Ровоама раздражил 10 колен, которые разошлись после того по шатрам своим, призвали Иеровоама в собрание и воцарили его над Израилем. Ровоаму остались подвластны только два колена, Иудино и Вениаминово. Укрепляя Сихем на западной границе своего нового царства, и Пенуил на восточной, Иеровоам сначала имел пребывание в первом городе, но затем, как кажется, избрал своею резиденциею г.Фирцу (3Цар.14:17 ). Первое действие царствования Иеровоама состояло в том, что он поставил в Дане и Вефиле, на двух противоположных концах своего царства, двух золотых тельцов, с явною целью лишить народ возможности ходить в столицу враждебного ему царства для жертвоприношения в Дому Господнем. "Вот боги твои, Израиль, которые вывели тебя из Египта", сказал он, указывая на идольские изваяния (3Цар.12:28 ). Город Дан долгое время был центром идолопоклонства на севере (Суд.18:30 ,31), и народ охотно отправился туда. Город Вефиль, на южной границе Иеровоамова царства, имел несколько другой характер. Здесь царь соорудил жертвенник и лично священнодействовал при совершении идолопоклоннических обрядов. Священники из левитов были устранены, и должность левитов отправляли простые Израильтяне, не принадлежавшие к колену Левия. Таким образом священнодействие было открыто каждому (2Пар.11:15 ). Он установил праздник, подобный празднику Кущей, только не в седьмой, а в восьмой месяц свящ. года. Но вот явился грозный обличитель идолослужения, некто пророк из Иудеи. В первый же языческий праздник, он внезапно предстал перед Иеровоамом, совершавшим тогда, в качестве первосвященника, идолослужение перед тельцом Вефильским, и громко воззвал к алтарю: "жертвенник, жертвенник! так говорит Господь: вот родится сын дому Давидову, имя ему Иосия, и принесет на тебе в жертву священников высот, совершающих на тебе курение, и человеческие кости сожжет на тебе". - "Возьмите его", воскликнул Иеровоам, протягивая руку, но рука его иссохла, а жертвенник, по слову пророка, распался. Только по молитве пророка он получил исцеление. Впрочем обличение пророка, болезнь руки и чудесное исцеление оной нисколько не подействовали на Иеровоама. Он продолжал ходить в нечестии, и вот ему было ниспослано новое грозное вразумление Божие. Заболел Авия, сын Иеровоамов, и он послал свою жену в переодетом виде к пр. Ахии, теперь уже седовласому и полуслепому старцу, посоветоваться и узнать о ходе болезни отрока. Несмотря на то, что царица была переодета, и на свое слабое зрение, пророк тотчас же распознал посетительницу. Он предсказал ей скорую смерть отрока, падение династии Иеровоама и разрушение царства Израильского. Дитя действительно умерло, как предсказал Ахия, лишь только царица возвратилась в Фирцу и переступила через порог своего дома. "И похоронили его и оплакали его все Израильтяне", говорит свящ. историк (3Цар.14:1 ,18). Общественная скорбь по сему случаю указывает на то, с какими надеждами на будущность ожидал народ продолжения новой династии. Война между Ровоамом и Иеровоамом не имела, по-видимому, важного значения, так как первому было воспрещено нападать на десять колен (2Пар.11:1 ,4). Впрочем Авия, сын Ровоама, одержал над войсками Иеровоама значительную победу, несмотря на сравнительную малочисленность своих войск и ловкую тактику, с которою Иеровоам поражал своего врага спереди и с тылу. Последствием означенной победы было то, что Авия возвратил под свою власть некоторые важные города, и в том числе Вефил, Иешану и Ефрон. "И не входил уже в силу Иеровоам во дни Авии, замечает свящ. летописец, и поразил его Господь, и он умер" (2Пар.13:20 ), после 22-х-летнего царствования. Его много обещавшая юность, его энергия и деятельность в летах совершенного возраста, его политическая тактика и воинские подвиги закончились наконец полным поражением и уничижением; он сошел в гроб, пораженный рукою Божиею. Как сам он и его царство оставили Господа, так и Господь оставил их и предал гибели.
б) (4Цар.14:23 ,29 и др.) Иеровоам II-й, царь Израильский, сын и преемник Иоаса, царя 10 колен, правнук Ииуя (835-794 до Р.Х. ). Несмотря на то, что он не оставил служения тельцам, однако же вел счастливые войны с Сириею, Моавитянами, Аммонитянами, взял Дамаск и Емаф и восстановил древние пределы своего царства до Евфрата и Мертвого моря. Господь помогал ему, потому что еще не хотел предать на погибель потомков Израиля. Никогда состояние царства 10 колен не было, по-видимому, так блестяще, как во дни царствования Иеровоама, но современные ему пророки, Осия и Амос, громко вопияли против нечестия и беззаконий, созревавших под счастливо-удачною обстановкою политических дел. Потому Бог чрез пророка возвестил наконец приближающуюся погибель дома Иеровоама и падение царя Израильского (Ам.7:9 ,11), что вскоре и постигло Израиль. Царствование Иеровоама II продолжалось 41 год. После него вступил на престол сын его, Захария, царствовавший только 6 месяцев, и вскоре после него царство Израильское действительно было разрушено Салманассаром, царем Ассирийским.

Библия. Ветхий и Новый заветы. Синоидальный перевод. Библейская энциклопедия.. . 1891.

Смотреть что такое "Иеровоам" в других словарях:

  • Иеровоам — I (ивр. ירבעם בן נבט‎), сын Навата израильский царь, правивший в 928 907 до н. э.. Иеровоам из колена Ефремова, был виновником разделения еврейской монархии на два царства Иудейское и Израильское и основателем первой Израильской династии. В… …   Википедия

  • Иеровоам — (евр. Яровам, да умножится народ ): 1) сын Навата, ефремлянин из Цереды. Его мать Церуа рано овдовела. И. был одним из чиновников (надсмотрщиков) Соломона (3Цар 11:26). При строит ве см. Милло он своим рвением обратил на себя внимание Соломона,… …   Библейская энциклопедия Брокгауза

  • Иеровоам I — (Jeroboam I) (ум. ок. 901 г. до н.э.), первый царь сев. Израильского царства (ок. 922 901 гг. до н.э.) (Израиль). После смерти Соломона его сын Реовоам не смог заручиться поддержкой части Израиля, к рая отделилась во главе с И. Пользуясь… …   Всемирная история

  • Иеровоам I — Портрет из сборника биографий Promptuarii Iconum Insigniorum (1553 год) Иеровоам I (ивр. יָרָבְעָם‎) «народ умножается», сын Навата  библейский персонаж …   Википедия

  • Иеровоам — 1. Иеровоам I, еврей из колена Ефрема, первый царь (931 910 гг. до н.э.) Израильского царства, образованного десятью отколовшимися северными племенами. Во время царствования Соломона пророк Ахия предсказал, что Иеровоам будет правителем десяти… …   Подробный словарь библейских имен

  • Иеровоам II — Портрет из сборника биографий Promptuarii Iconum Insigniorum (1553 год) Иеровоам II (ивр. יָרָבְעָם השני‎)  царь израильский, сын и преемник Иоаса, царя 10 колен, правнук …   Википедия

  • Иеровоам — 1) Сын Наватов. ефремлянин, первый царь Царства Израильского. До того он был начальником общественных работ и был высоко ценим царем Соломоном. Когда пророк Ахия возвестил ему о его (будущем) возвышении, то он должен был бежать в Египет (3Цар. 11 …   Словарь библейских имен

  • Иеровоам — имя двух израильских царей. Первый из них, сын Навата из колена Ефремова, был виновником разделения еврейской монархии на два царства Иудейское и Израильское и основателем первой Израильской династии. В молодости он состоял на службе у Соломона,… …   Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

  • Иеровоам — И’ерово’ам (народ умножается) а) сын (потомок) Навата, ефремлянин, первый царь отделившегося после смерти Соломона Израильского царства. Он был рабом Соломона, поставленным им смотрителем над работами в Иерусалиме, но возмутился и «поднял руку на …   Библия. Ветхий и Новый заветы. Синодальный перевод. Библейская энциклопедия арх. Никифора.

  • Иеровоам — И’ерово’ам (народ умножается) а) сын (потомок) Навата, ефремлянин, первый царь отделившегося после смерти Соломона Израильского царства. Он был рабом Соломона, поставленным им смотрителем над работами в Иерусалиме, но возмутился и «поднял руку на …   Полный и подробный Библейский Словарь к русской канонической Библии

Книги