- Поль Валери
- Поль Валери
(1871—1945 гг.) поэт, мыслитель Богословие играет с истиной, как кошка с мышью. В любом споре мы защищаем не свою точку зрения, а свое Я. В человеке неподражаемо для других именно то, чему он сам не в состоянии подражать. Мое неподражаемое неподражаемо и для меня. Вдохновение есть гипотеза, которая отводит автору роль наблюдателя. Великие люди умирают дважды: сначала как люди, потом как великие. Величие поэтов — в умении точно улавливать словами то, что они лишь смутно прозревают рассудком. Власть теряет все свое очарование, если ею не злоупотреблять. Война — это когда совершенно не знакомые друг другу люди убивают друг друга во славу и на благо людей, которые отлично знакомы, но не убивают друг друга. Все меняется, кроме авангарда. Все, что о нас говорят, ложно; но все же менее ложно, чем то, что мы о себе думаем. Все, что ты говоришь, говорит о тебе, и особенно то, что ты говоришь о других. Всякий человек меньше самого прекрасного своего создания. Выбери себе жену, которая не верит в то, что видит. Гений тот, кто делает и меня гениальным. Господь сотворил все из ничего. Но материал все время чувствуется. День проясняет мои мысли. Мои мысли делают светлей мою ночь. Если государство могущественно, оно нас расплющивает. Если государство слабо, мы погибли. Если двое расстались в гневе, значит, их связывали слишком близкие отношения. Если не могут атаковать мысль, атакуют мыслителя. Есть произведения, которые создаются своей аудиторией. Другие — сами создают свою аудиторию. Живописец должен изображать не то, что он видит, а то, что будет увидено. Живопись позволяет увидеть вещи такими, какими они были однажды, когда на них глядели с любовью. Из двух слов следует выбирать меньшее. Иные теологи могут заставить нас заподозрить, что Бог глуп. История — это наука о том, чего уже нет и не будет. История — это прежде всего Муза. Каждая мысль есть исключение из общего правила, которое заключается в том, чтобы не мыслить. Когда достигаешь цели, понимаешь, что путь и был целью. Когда произведение опубликовано, авторское толкование не более ценно, чем любое прочее. Критик призван быть не читателем, а свидетелем читателя, — тем, кто следит за ним, когда он читает и чем-то взволнован. Важнейшая критическая операция — определение читателя. Критика слишком много занимается автором. Логикой можно напугать только логиков. Мы надеемся приблизительно, зато боимся точно. Мы ничего не знаем об авторах величайших творений. Шекспир никогда не существовал, и я сожалею, что его пьесы помечены именем. То, что составляет произведение, не есть тот, кто ставит на нем свое имя. То, что составляет произведение, не имеет имени. Настоящий романтик — прежде всего лицедей. Настоящий сноб — это человек, который боится сознаться в том, что ему скучно, когда ему скучно, и что ему весело, когда ему весело. Нет ничего более постоянного, чем непредвиденное. Нет правосудия без зрителей. Никогда не говорят: «Люби меня!» Это ничего не дает. Однако Бог говорит именно это. Никогда не судите о человеке по его друзьям. У Иуды они были безупречны. Нужно быть легким как птица, а не как перышко. О презрении Бога к людскому разуму свидетельствуют чудеса. Обнаженные мысли и чувства столь же беспомощны, как обнаженные люди. Нужно, стало быть, их облачить. Одинокий человек всегда находится в дурном обществе. Он бьет себя в грудь, чтобы его услышали. Определение Прекрасного очень просто: это то, что приводит в отчаяние. Оптимисты пишут плохо. Переводы великих иностранных поэтов — это архитектурные чертежи, которые могут быть превосходными, но за которыми неразличимы сами здания, дворцы, храмы… Им недостает третьего измерения, которое превратило бы их из созданий мыслимых в зримые. Понятия большинства людей о поэзии так туманны, что туманность служит им определением поэзии. Поправка к Паскалю: Иногда я мыслю; иногда существую. Прекрасные воспоминания все равно что потерянные драгоценности. Простое всегда ложно, а сложное бесполезно. Размышления о смерти в духе Паскаля свойственны людям, которым не приходится бороться за выживание, за то, чтобы прокормиться и прокормить детей. Вечность занимает умы тех, у кого есть для этого время. Это своего рода развлечение. Романтик, овладевший искусством, становится классиком. Сердце наших друзей часто более непроницаемо, чем сердце наших врагов. Слабость силы заключается в том, что она верит лишь в силу. Смерть закрепляет, фиксирует личность, как фиксаж закрепляет негатив. Совершенство есть защита. Поставить совершенство между собой и другими. Между собой и собой же. Совесть царствует, но не управляет. Сознание боится пустоты. Стихотворение есть растянутое колебание между звуком и смыслом. Талант без гения стоит немногого. Гений без таланта не стоит ничего. Те, кто боится шутки, — Геркулесы, которые страшатся щекотки. То, что ни на что не похоже, не существует. Ум перепархивает от глупости к глупости, как птица с ветки на ветку. Умная женщина — та, в обществе которой можно держать себя как угодно глупо. Человек бесконечно сложнее, чем его мысли. Человек компетентный — тот, кто заблуждается по правилам. Я не всегда разделяю свои взгляды.
Если кто-то лижет тебе подошвы, прижми его ногой, прежде чем он начнет кусаться. Количество ежедневно вырабатываемой и потребляемой нежности ограничено. Из двух возможных слов всегда выбирайте самое простое. У серьезного человека немного идей. Человек с множеством идей никогда не бывает серьезным. Охотнее всего мы говорим о том, чего не знаем. Ибо об этом-то и думаем. Сюда направлена работа мысли.(Источник: «Афоризмы. Золотой фонд мудрости.» Еремишин О. - М.: Просвещение; 2006.)
Сводная энциклопедия афоризмов. Академик. 2011.