Валери Поль

Валери Поль
Валери́ Поль
(Valéry) (1871—1945), французский поэт и мыслитель. Лирико-философская медитация, образцы так называемой интеллектуальной поэзии в сборниках «Альбом старых стихов» (1920), «Очарования» (1922), поэмах («Юная Парка», 1917, и др.). В философско-эстетическом эссе (о С. Малларме, Ш. Бодлере, Леонардо да Винчи и др.), дневниках («Тетради», 1894—1945; изданы в 1957—1971) — размышления о природе творчества, о бессилии разума адекватно воспринять реальность.
* * *
ВАЛЕРИ Поль
ВАЛЕРИ́ Поль (1871—1945), французский поэт. Основные темы философской лирики («Юная Парка», «Морское кладбище», «Очарования») — размышления о бессилии разума адекватно воспринять реальность и о природе творчества. Эссе о С. Малларме, Ш. Бодлере и др. Философические (в форме дневниковых записей) «Тетради» (т. 1—29, 1894—1945; изданы 1957—1961).
* * *
ВАЛЕРИ́ (Valery) Поль (полн.имя Амбруаз Поль Туссен Жюль) (30 октября 1871, Сет, южная Франция — 20 июля 1945, Париж), французский поэт, эссеист, критик.
Родился в небольшом средиземноморском порту, где его отец служил таможенником. Получил образование в Монпелье, где изучал юриспруденцию, одновременно увлекся поэзией и архитектурой. В юности был застенчив; в число немногих его друзей входили в то время Гюстав Фурман, ставший впоследствии профессором философии, и писатели Пьер Луи и Андре Жид (см. ЖИД Андре). Одним из первых литературных кумиров стал для него С. Малларме (см. МАЛЛАРМЕ Стефан), которому он был представлен в 1891 и чей салон регулярно посещал.
Первые шаги
Между 1888 и 1891 Валери создал множество стихотворных произведений, небольшая часть которых была опубликована в символистских журналах и получила хвалебные отклики, но разочарование в творчестве и трагедия неразделенной любви привели поэта к кризису в 1892; он решил навсегда отринуть все, что относится к сфере эмоций, и посвятить себя обожествлению «идола Интеллекта». Он избавился от большинства своих книг и с 1894 до конца жизни каждый день вставал на рассвете, размышляя о научном методе познания, о природе сознания и языка, и заносил свои мысли и афоризмы в записные книжки, которые позднее были опубликованы как знаменитые «Тетради». Под влиянием Леонардо да Винчи (см. ЛЕОНАРДО ДА ВИНЧИ) им был написан «Вечер с господин Тэстом» (1896), главный герой которого признавал для себя лишь два понятия — возможное и невозможное.
В 1897—1900 Валери служил в качестве гражданского чиновника в Военном министерстве, а с 1900 после женитьбы на близкой подруге дочери Малларме стал личным секретарем Эдуара Лебе, директора французской ассоциации прессы. Его основной обязанностью было читать директору биржевые сводки и газетные сообщения о важнейших событиях, благодаря чему Валери стал хорошо разбираться в тонкостях и подоплеке текущих событий.
Известность
В 1917 появилась поэма «Юная парка», посвященная пробуждению сознания у самой юной из трех античных богинь Судьбы, традиционно символизировавших три этапа человеческой жизни. Эта поэма принесла Валери славу, которая вскоре была подкреплена «Альбомом старых стихов» (1890—1900) и сборник «Чары, или поэмы» (1922), куда вошло знаменитое стихотворение «Морское кладбище» (1920), посвященное размышлению лирического героя на кладбище в Сете (где теперь покоится прах поэта).
В наиболее характерных произведениях Валери нетрудно обнаружить вариации на тему происходящей в человеческом сознании борьбы между стремлением к созерцанию и потребностью в действии.
После 1922 Валери больше не писал значительных поэтических произведений, но его репутация выдающегося писателя не подвергалась сомнению. И хотя известность принесли ему именно поэтические книги, он последовательно провозглашал, что поэзия как таковая больше не привлекает его и что литературное творчество, подобно математике и естественным наукам, служит для него лишь зеркалом возможностей его разума. Эссе и предисловия Валери, писавшиеся большей частью на заказ, несут на себе печать его постоянных размышлений и свидетельствуют об интересе к самому широкому кругу тем: писатели и литературное творчество, философия и язык, изобразительное искусство и хореография, образование и культура, наконец, политика. Валери интересовался также современным состоянием физики и математики, был знаком со многими учеными и знал работы Мориса де Бройля (см. БРОЙЛЬ Морис), Римана (см. РИМАН Бернхард), Фарадея (см. ФАРАДЕЙ Майкл), Эйнштейна (см. ЭЙНШТЕЙН Альберт) и Максвелла. (см. МАКСВЕЛЛ Джеймс Клерк)
На общественном поприще
В 1922, после смерти Лебе, Валери, ранее склонный к уединению, становится яркой фигурой общественной жизни. Необычайная эрудиция, изысканные манеры и ослепительный дар полемиста способствовали росту его популярности, причем он держался с одинаковой непринужденностью как среди видных зарубежных писателей и ученых, так и среди генералов или государственных деятелей. Он ездил с лекциями по всей Европе и произносил речи по поводу самых различных событий. В 1925 Валери был избран во Французскую Академию (см. ФРАНЦУЗСКАЯ АКАДЕМИЯ), в 1933 назначен руководителем Средиземноморского университетского центра в Ницце, а в 1937 стал профессором поэзии (должность был создана специально для него) в Коллеж-де-Франс. Когда Валери скончался, ему были оказаны высшие государственные почести.
Особенности творчества
Несмотря на то, что Валери главным образом занимался интеллектуальными проблемами и навлек на себя недовольство сюрреалистов за уничижительные нападки на поэтическое вдохновение, его поэзия служит прямым доказательством его приверженности сфере чувств: упоенное любование обнаженной женской натурой («Купальщица», «Спящая»), изображение Евы в «Наброске змея»; эмоциональность, с которой он описывает объятия влюбленных («Морское кладбище», «Фрагменты Нарцисса», «Мертвая подделка»); солнце, небо и море, любимые им с детства, — все это говорит о том, что Валери нельзя отождествлять с сухим господином Тэстом. Отличительной чертой прозы и поэзии Валери, даже когда он обращается к самым отвлеченным темам, остается чувственность. Его проза афористична и изящна; его поэзия так же выразительна и мелодична в лучших своих образцах, как прославленные строки Расина (см. РАСИН Жан) или Верлена. (см. ВЕРЛЕН Поль)

Энциклопедический словарь. 2009.

Игры ⚽ Нужен реферат?

Полезное


Смотреть что такое "Валери Поль" в других словарях:

  • Валери, Поль — Поль Валери Paul Valéry Имя при рождении …   Википедия

  • Валери Поль — Поль Валери Paul Valéry Дата рождения: 30 октября 1871 Место рождения: Сэтт Дата смерти: 20 июля 1945 Место смерти: Париж Род деятельности: французский писатель По …   Википедия

  • Валери Поль — Paul Valery Валери Поль (Valery, Paul) (1871 1945) Французский поэт, прозаик, мыслитель. Афоризмы, цитаты Валери Поль. Paul Valery. Биография. • Умная женщина та, в обществе которой можно держать себя как угодно глупо. • В будущее мы входим,… …   Сводная энциклопедия афоризмов

  • Валери, Поль — Поль Валери. ВАЛЕРИ (Valery) Поль (1871 1945), французский поэт и мыслитель, эссеист. Изысканно усложненная образность, смелость ассоциаций отличает лирико философские медитации Валери, создавшего (в позднем творчестве) образцы так называемой… …   Иллюстрированный энциклопедический словарь

  • ВАЛЕРИ Поль — (1871 1945) французский поэт. Основные темы философской лирики ( Юная Парка , Морское кладбище , Очарования ) размышления о бессилии разума адекватно воспринять реальность и о природе творчества. Эссе о С. Малларме, Ш. Бодлере и др.… …   Большой Энциклопедический словарь

  • Валери Поль. Paul Valery. Биография. — Валери Поль. Paul Valery. Биография. Валери Поль (Valery, Paul) (1871 1945) Валери Поль. Paul Valery Биография Французский поэт, прозаик, мыслитель, критик. Поль Валери родился 30 октября 1871 во французском городе Сэт на побережье Лангедока. По… …   Сводная энциклопедия афоризмов

  • Валери Поль — Валери (Valéry) Поль (30.10.1871, Сет, ≈ 20.7.1945, Париж), французский поэт. Член Французской академии (1927). Окончил юридический факультет в Монпелье. Творчество В. формировалось под влиянием символизма конца 19 в., особенно С. Малларме. После …   Большая советская энциклопедия

  • ВАЛЕРИ Поль — ВАЛЕРИ (Valéry) Поль (1871—1945), французский поэт. Поэмы «Юная Паркам (1917), «Морское кладбище» (1920), «Мой Фауст» (неоконч., 1941). Поэтич. сб. «Альбом старых стихов» (1920), «Очарования» (1922). Драматич. произв. «Амфион» (пост. 1931).… …   Литературный энциклопедический словарь

  • ВАЛЕРИ Поль — (Valery, Paul Ambroise) ПОЛЬ ВАЛЕРИ. Портрет работы Ж.Э.Бланша. (1871 1945), французский поэт, эссеист, критик, задавшийся целью создать математически чистую поэзию, свободную от традиционного содержания, ассоциаций и ценностей. Родился З0… …   Энциклопедия Кольера

  • ВАЛЕРИ (Поль) — французский писатель, поэт и мыслитель (Сет, 1871 Париж, 1945). Известность принесла ему его «Юная парка» (1917) длинная поэма символистского образца. «Eupalinos, или Архитектор» (1923), «Душа и танец» (1923) произведения в прозе, написанные в… …   Философский словарь


Поделиться ссылкой на выделенное

Прямая ссылка:
Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»